Патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы
Григорьева Лидия Петровна4/2/2010 17:38:33
Автор: Григорьева Лидия Петровна
- «Я стремлюсь к тому, чтобы уже в годы детства в сознании каждого маленького гражданина утверждалась нерушимая, незыблемая,непреложная вера в нравственные святыни нашего Отечества, народа. Но ни во что не верящий человек не может быть ни духовно сильным, ни нравственно чистым, ни мужественным». Сухомлинский В.А.
-
Федеральная целевая программа развития образования утверждает патриотизм как важную социальную ценность, как основу духовно-нравственного единства общества, укрепления его государственности. Программа ставит своей целью развитие у граждан России активного и заинтересованного отношения к отечественной истории, культуре, государственности в единстве национально-самобытных и общих цивилизованных начал.
-
Для решения поставленных задач в распоряжении учителя есть урок, внеурочные часы и внеклассная работа. Литература и русский язык располагают для этого большими возможностями.
-
Тема, над которой я работаю, "Воспитание патриотизма, гражданственности и национального самосознания на уроках литературы и внеклассных мероприятиях", позволяет влиять на формирование личности ученика, прививать любовь, преданность к Отечеству, к людям, готовность служить Отечеству, развивать умения и навыки как литературные, так и связанные с изучением других предметов.
-
Целью моей педагогической деятельности является создание условий для формирования у учащихся чувства патриотизма на основе их приобщения к краеведческой работе при изучении литературы, истории.
-
Воспитание патриотизма начинается прежде всего с любви к своему дому, краю, к людям, его населяющим. Любой ребенок начинает осваивать мир с малого, и лишь потом к нему приходит понимание того, что такое общее. Краеведческая работа со школьниками является одним из источников исторических знаний о лучших традициях своего края, экономических и природных особенностях, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах людей, его населяющих.
-
Моей задачей историко-краеведческой работы в школе является познакомить школьников с историей и современностью родного края в увлекательной для них форме - экскурсии, туристические и краеведческие походы, беседы, работа с историческими документами, подготовка экспонатов для выставок, проектов, презентаций, литературно-музыкальных композиций, организация встреч с участниками и очевидцами событий.
-
В мае 2008 года мы с ребятами создали проект «Я помню, я горжусь», посвященный Дню Победы. За основу был взят материал о кингисеппском поэте, ветеране войны, Георгии Крылове.
-
Целью проекта являлось патриотическое воспитание школьников на краеведческом материале Кингисеппского района и города Кингисеппа.
-
Тема Великой Отечественной Войны воспринимается современными школьниками по-особому, т.к. у многих сегодняшних подростков дедушки и бабушки или уже прадедушки и прабабушки были свидетелями и участниками тех суровых событий.
-
В процессе подготовки проекта ребятами была проделана большая работа по сбору и обработке материала. Проходили встречи с Ветеранами Великой Отечественной войны, собраны их воспоминания о войне, фотографии и стихи.
-
Готовясь к встрече с участником Великой Отечественной войны, учащиеся предварительно собирали библиографические данные о ветеране, совместно с учителем разрабатывали вопросы. Их интересовало, сколько было лет ветерану, когда началась Великая Отечественная война, что заставило в таком юном возрасте уйти на фронт, в каких войсках служил, в освобождении каких населенных пунктов принимал участие, где встретил радостный День Победы, какие имеет награды, просили рассказать о каком-нибудь интересном случае из фронтовой жизни.
-
В процессе подготовки проекта ребята очень подружились с ветераном Великой Отечественной войны Григорьевым Василием Васильевичем. Много интересных бесед провел он для ребят. Моих воспитанников не оставил равнодушным ни один рассказ этого умного, героического человека. Жизнь Василия Васильевича стала для них образцом беззаветной любви и преданности Родине. Ветеран старался донести до детей, сколько горя и страдания несет каждому человеку страшное слово «война» и как важно сохранить мир.
-
Ребята писали письма ветерану, некоторые из них были отправлены на областной конкурс «С чего начинается Родина» File: articles_621_pismaveter.pdf
. Работы ребят были высоко оценены и отмечены «Благодарственным письмом» депутата Государственной Думы РФ Виталия Южилина File: articles_621_blagodarno.pdf
.
-
В своей педагогической деятельности я стараюсь решить основную задачу патриотического воспитания – формирование и развитие личности, обладающий качествами гражданина – патриота своего Отечества, способной выполнять гражданский долг как в мирное, так и в военное время. Читая письма моих воспитанников, я могу быть спокойна за молодое поколение, история народа не забыта, передается от родителей - детям, ребятам понятно и близко великое слово – Родина.
-
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал “Первых лет уроки”. Родной край, неповторимый облик родной природы - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы.
-
Чем глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, об его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к Родине. Изучение истории родного края способствует пониманию и оценке истории своей страны и всего мира.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
1. Головатенко А.Ю. Я иду на урок истории. М., Первое сентября, 2000.
-
2. Гин А.А., Приемы педагогической техники. М., Педагогический поиск, 1999.
-
3. Григорьев Д.В. и др., Личностный рост ребенка: методика диагностирования. М.,ж. Классный руководитель, №6,2003.
-
4. Зязюн И.А., Основы педагогического мастерства. М., Просвещение, 1989.
-
5. Колеченко А.К., Энциклопедия педагогических технологий. С.Петербург., КАРО, 2002.
-
6. Конаржевский Ю.А., Анализ урока. М., Педагогический поиск, 2000.
-
7. Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., Academia, 1999.
-
8. Смирнов С.А., Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. М.,Academia, 2000.
-
9. Степанов Е.Н., Воспитательный процесс: изучение эффективности. М., СФЕРА, 2003
-
10. Сухомлинский В.А., Как воспитать настоящего человека. М., Педагогика, 1990.
-
11. Фридман Л.М., Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., Просвещение, 1988.
-
12. Якиманская И.С., Технология личностно - ориентированного образования, М., Сентябрь, 2000.