ХОР

Добавь свой голос

Публикации ЛОИРО

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Этапы создания школьного сайта

Admin
26/1/2005 00:00:00
Автор: Горюнова Марина Александровна, декан факультета информатизации образования ЛОИРО

Версия материала напечатана в электронном журналe Вопросы Интернет Образования, 7.

Приступая к созданию школьного сайта, мы предполагаем, что он сможет в недалёком будущем эффективно функционировать в глобальной сети Интернет. Следовательно, наша задача - максимально реализовать потенциальные возможности Интернета с учётом существующих ограничений. Развитая инфраструктура Интернет предоставляет такие возможности, как:

  1. Охват широчайшей аудитории (не только российской, но и международной).
  2. Оперативное обновление информации.
  3. Использование непосредственных ссылок на другие ресурсы Интернет.

При этом скорость передачи информации накладывает ограничения на объём передаваемых файлов. Следует также подчеркнуть, что веб-сайт - это набор гипертекстовых документов, грамотное структурирование которых позволяет существенно повысить эффективность работы с информацией. На основе вышесказанного были сформулированы рекомендации, которые могут быть полезны на начальных (не технических, а содержательных) этапах разработки школьного сайта.

I. Познакомьтесь со структурами сайтов схожей тематики

Не забывайте, что сайты, представленные в Интернете, имеют разные «весовые категории» с точки зрения технических возможностей школы, профессионального уровня разработчиков и финансовой поддержки. Некоторые школы имеют свой сервер, и, соответственно, гораздо больший технический потенциал. Иногда к созданию школьного сайта привлекаются специалисты профессиональных дизайн-студий (например, в лице бывшего выпускника). Необходимо реально оценить свои силы чтобы верно определить стратегию и тактику работы над сайтом.

Ниже приведены адреса 10-ти сайтов, на каждом из которых имеются разделы (они указаны в скобках), которые, с точки зрения авторов, стоит взять на заметку.

  1. Лицей 1, г. Всеволожск (виртуальный репетитор, творческая мастерская, on-line тесты)
  2. ФМЛ 239, Санкт-Петербург (работы учеников, клуб выпускников)
  3. Гимназия 157, Санкт-Петербург(английская версия, музей, проекты SPIMUN, GTP, Eco-Connections)
  4. Многопрофильный лицей, пос. Коммунарка Московской области (проекты, в том числе, школьная баннерная сеть)
  5. Школа 27, г. Ангарск (Благодарности, раздел «Перемена!»)
  6. Школа 57, г. Москва (Методическая коллекция, неофициальный раздел)
  7. Миасская гимназия 19 (поиск по сайту, web-камера, база данных с двумя уровнями доступа)
  8. Школа 5, г. Советск (разделы «Download», «кланы»)
  9. Школа 315, г. Киев (3 версии – украинская, русская и английская, материалы к экзаменам)
  10. Неофициальный сайт школы 1286, г. Москва (очень импонирует чёткое указание на неофициальность в названии)

II. Определение цели создаваемого вами сайта и, в соответствии с этим, основной структуры

Чего вы хотите добиться? Обдумайте, какие ресурсы понадобятся Вам для наискорейшего достижения поставленной цели (кадровые, технические, финансовые). Гербен Хоекстра , имеющий большой опыт в создании сайтов, рассуждает так: Определите средства, которые вы можете себе позволить. То есть, определите, что вы можете сделать и, особенно, чего не можете. Только после этого можно определить, достижима ли ваша цель. Если цель недостижима, то любые усилия будут бессмысленными и тщетными. Если у вас есть цель, значит, вы знаете, что должно получиться. И не только вы, но все, кто работает с вами над проектом. Вы сможете определить полезность или бесполезность конкретных действий. Исходя из цели и доступных средств, можно спланировать работу. Что нужно сделать в первую очередь, а что отложить на потом. Сколько времени уйдет на завершение работы. Вы сможете легко оценивать предложения по дизайну, просто сопоставляя их с конечной целью. Во время и после работы регулярно проверяйте, соответствует ли сайт поставленной цели. В процессе изготовления сайта ваши цели могут расшириться или наоборот сузиться.

Конкретизируем некоторые положения относительно именно школьного сайта. Определите целевую аудиторию вашего сайта. Возможно, следует предусмотреть развитие нескольких «ветвей», рассчитанных на разные категории посетителей (ученики, учителя, родители, …), что и практикуется на многих крупных образовательных сайтах, в том числе Школьном секторе и на сайте ФИО. При этом, реализовывая возможность оперативного обновления, нужно четко представлять, в каких разделах и с какой периодичностью следует обновлять информацию на сайте в соответствии с поставленной целью, и кто будет координировать эту работу. Из опыта известно, что статично существующий сайт обречен на провал.

В среднем, хороший школьный сайт:

Используйте преимущества Интернета и не упускайте шанс выхода на международную арену. Постарайтесь создать англоязычную версию сайта. Не копию русскоязычного сайта на английском языке, а именно другую версию, возможно, состоящую на первых порах из одной страницы.

III. Подготовка материалов

Подготовка материалов и дальнейшее уточнение структуры сайта – взаимосвязаны. В соответствии с информационным наполнением идет процесс корректировки структуры. Проанализируйте существующие материалы и с точки зрения содержания, и с точки зрения занимаемых объёмов. Например, после дополнительной обработки можно использовать имеющийся буклет о школе, печатные работы учителей и учеников, фотографии и рисунки, в том числе, эмблему школы. Очень важный момент при работе с материалами - соблюдение авторских прав. Относитесь с уважением к чужому труду, указывайте авторов текстов, фотографий и т.д.

Под дополнительной обработкой понимается следующее:

В целом, при компоновке страниц необходим учёт ограничений, связанных с объёмом размещённых на ней материалов. Сошлёмся на совет Гербена Хоекстры: «Попробуйте задержать дыхание на время загрузки вашей страницы. Задыхаетесь? Значит, страница слишком длинна. Средняя страница не должна грузиться больше 20-30 секунд, или не должна превышать 50 Кбайт с рисунками. Хоть что-то должно быть видно сразу. Если нет, то многие посетители уйдут не дождавшись»

Ради обеспечения достойного качества конечного продукта некоторыми материалами придётся пожертвовать, а некоторые следует разместить с соответствующим предупреждением о времени загрузки и возможностью их проигнорировать. Например, хорошим тоном является предоставление шанса собственного выбора перед запуском флэш-элементов. А фотоальбомы, несмотря на неминуемую громоздкость даже при хорошей структуризации по разделам, могут быть очень интересны людям, которые имеют непосредственное отношение к этому учебному заведению.

На этом этапе хотелось бы привлечь внимание к тому, что, по умолчанию, любой школьный сайт воспринимается большинством людей как официальный, и это накладывает на него определённые ограничения. Не всегда ученические увлечения, фотографии и сленг соответствуют этому статусу. Неофициальную информацию лучше разместить на отдельном сайте и указать неофициальный статус данного сайта в названии.

IV. Разработка полной структуры и оптимальной навигации сайта

Активное развитие интернет-технологий и, соответственно, дополнительных сервисов, позволяет включить множество интерактивных компонент в структуру сайта, но делать это следует осторожно, хорошо взвешивая их необходимость. Во всём нужно соблюдать меру и руководствоваться здравым смыслом.

При этом устаревшая информация не всегда бесполезна, просто располагаться она должна под другой вывеской, например, «архив».

Гербен Хоекстра рекомендует использовать скрытые счётчики и объясняет это так: «Задумайтесь: вы же не вешаете на свою дверь вывеску, сообщающую, сколько людей зашло к вам в гости. Так зачем же вы делаете это на своей домашней странице? Не вставляйте счетчик в открытую. Скройте его. Если вам захочется посчитать посетителей, просто щелкните на иконке.» Что касается гостевых книг, то из опыта известно, что только активно обновляемый «живой» сайт пользуется авторитетом и поддержкой учеников. Если не обеспечено развитие сайта, бессмысленно заводить гостевые книги и прочие интерактивные формы общения. Результат будет отрицательным, т.е. в гостевой книге будет накапливаться различные критические замечания, вовсе не придающие значимости вашему Интернет-ресурсу.

При этом текст, предшествующий ссылке, должен давать чёткое представление о её назначении. Слишком большое количество ссылок тоже создаёт проблемы пользователю. Указывайте ссылки на источники информации.

V. Вёрстка страниц в HTML-код с необходимой доработкой текста и графики

На этом этапе следует ещё раз обратиться к предыдущим разделам пособия, а также к справочным материалам по HTML, CSS и рекомендациям по работе с Dreamweaver, которые даны в приложении. На сайте ЛОИРО в соответствующем разделе сопровождения курса для тьюторов районных центров информационных технологий авторы разместили дополнительную информацию, знакомство с которой поможет повысить качество вашего ресурса.

VI. Тестирование, опубликование в Интернет и снова тестирование

Проверьте все, что сделали: и техническую сторону, и содержательную, и грамотность, и навигацию, и внешний вид. Первый раз никогда не бывает без ошибок. Не размещайте незаконченные сайты. Убедитесь:

Выкладывайте сайт на сервер в Интернет лишь после того, как внесли в него все исправления на жестком диске. Ещё раз оттестируйте всё после публикации сайта в Интернете. Не успокаивайтесь, пока не устраните все ошибки.

VII. Раскрутка сайта и поддержка его функционирования

Приступайте к раскрутке только тогда, когда сайт окончательно готов. Посетителей надо не только привлечь, но и обеспечить их возвращение. А для этого необходимо, чтобы сайт был «живым». В замершем необновляемом ресурсе нет дыхания жизни. И уж ни в коем случае не заманивайте лишними обещаниями. «Иногда встречаются сайты, обещающие скорое появления нового раздела, самого лучшего в мире. Вы возвращаетесь через месяц, обещание на месте, а вот раздела все еще нет. То же и через месяц. А еще через месяц вы находите жалкие извинения по поводу столь заинтриговавших вас страниц. Столько шума из-за одного омлета? Ради бога, уведите меня отсюда!»( Г.Хоекстра)

Данная статья является частью учебного пособия по созданию образовательных ресурсов в сети Интернет

Горюнова М.А., Клименков А.Г, "Создание образовательных ресурсов в сети Интернет": Учебное пособие, СПб.: ЛОИРО, 2001 - 52 с.