ХОР

Добавь свой голос

Публикации ЛОИРО

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Инновационная деятельность МОУ "Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 4"

Югова Людмила Борисовна
17/11/2008 20:45:29
Автор: Югова Людмила Борисовна

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«КИНГИСЕППСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

Дистанционная форма обучения на сервере WebCT, как новая образовательная среда, предусматривает педагогические технологии, организационные формы и средства обучения на основе компьютерных телекоммуникаций, которые позволяют значительно шире и эффективнее использовать возможности региональных Интернет – ресурсов. Обучение рассчитано для учащихся старших классов. Дистанционная форма обучения весьма полезна для профильного обучения по направлениям, выбранным учащимися. Предлагаемый дистанционный практикум даёт возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или углубить свои знания в интересующих их областях, подготовиться к ЕГЭ. Достоинством предложенных учебных материалов являются «пошаговые» инструкции. Механизм «оценки и контроля» включается с самого начала занятия. Безусловно, среди положительных сторон дистанционного обучения можно назвать индивидуальный подход к каждому ученику, т.к. не регламентируется время на выполнение отдельных операций, можно сразу же получить оценку за практическое задание или тест. Наличие того, что принято называть «независимой экспертизой», учащийся психологически готовится к ЕГЭ.

Организация экспериментальной работы по внедрению дистанционного обучения в образовательный процесс на основании File: users_1995_pismo.doc "Об организации дистанционного обучения в системе общего образования Ленинградской области и необходимости внедрения и использования НИКТ в систему образования", также следует руководствоваться File: users_1995_pismo2.doc

Дистанционное образование (ДО) – это передовая, стремительно развивающаяся форма образования, это обучение на расстоянии, когда преподаватель - тьютор и обучаемый разделены расстоянием и даже временем.

Цели дистанционного обучения в отношении учащихся образовательных учреждений:

С 2006-2007 учебного года школа принимает участие в экспериментальной работе по внедрению дистанционного обучения в образовательный процесс. Экспериментальная работа является одним из направлений программы развития нашей школы - внедрение информационных технологий в учебный процесс.

Цель организации дистанционного обучения:

создать условия, обеспечивающие доступность качественного полноценного общего образования школьникам в соответствии с их способностями, индивидуальными наклонностями и потребностями.

Задачи общеобразовательного учреждения:

Ожидаемые результаты обучения:

Учащиеся овладевают знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, при поступлении в вуз и в будущей профессии, позволяющими ориентироваться в современной информационной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

В мае 2007 года на базе МОУ КСОШ № 4 состоялось областное совещание специалистов по информатизации МОУО, на котором выступил директор школы Гребеньков Олег Михайлович «О подходах к организации учебно-воспитательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в СОШ № 4» File: users_1995_st1.doc

Image: users_1995_1.jpg Image: users_1995_2.jpg

«…Дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным конкурентом для всякого : рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения. В нашей школе созданы условия, обеспечивающие доступность качественного полноценного образования школьникам : в соответствии с их способностями, индивидуальными наклонностями и потребностями. …»


Обучение осуществлялось в три этапа:

На I этапе организационно - прогностическом перед педагогическим коллективом были поставлены цели и сформулированы задачи процесса внедрения дистанционного практикума, создан план работы в данном направлении. Сформирована группа участников образовательного процесса - организаторы учебного процесса и сетевые ученики - группа участников дистанционного обучения из параллелей 10-х классов физико-химического и гуманитарного профилей. Ребята приняли участие в экспериментальной работе по отработке технологии дистанционного обучения и апробации электронных учебных пособий.

II этап содержательно – процессуальный включал в себя непосредственную работу всех участников образовательного процесса, в ходе которого было проведено анкетирование, которое показало, что большинство учащихся считают такую форму обучения интересной, т.к. от них требуются чёткие пошаговые действия, теоретические знания и практические навыки. Ребята с положительной стороны определили характер оформления электронных учебных пособий, оптимальное сочетание теории и практики и техническую поддержку. По их мнению, практикум позволит им изучить или повторить учебный материал на достаточно высоком и доступном уровне.

III этап аналитико-корректирующий заключался в обсуждении результатов работ, обмене мнениями педагогов относительно преимуществ и недостатков дистанционного обучения, корректировке мероприятий в новом учебном году.

После прохождения курсов был проведён опросник относительно выбора каждого предмета. Учащиеся указали на возможность углублённо изучать важные для них предметы, например, те по которым собираются сдавать экзамены, эффективно подготовиться к ЕГЭ, в ускоренном режиме пройти несколько предметов школьной программы, возможность «подтянуться» по тем предметам, в которых чувствуют себя неуверенно.


Технологии системы ДО

Средства коммуникационных технологий на сетевой основе: электронная почта, теле- и видеоконференции, чаты, средства поиска информации и др.

Средства обучения: электронные книги, компьютерные слайд - фильмы, электронные обучающие системы, виртуальные миры, экскурсии, виртуальные музеи, библиотеки и др.

Средства виртуального педагогического общения: общение преподавателя - Тьютора и учащихся посредством коммуникационных технологий(электронная почта, форум, чат).

Организационные формы проведения учебных занятий: традиционные формы учебных занятий (лекции,практикум, консультации, экзамены).

Для осуществления процесса такой формы обучения в нашей школе реализованы все технические вопросы: Современный компьютерный класс в нашей школе был открыт в 2005 году. Установка всех современных технических средств в максимальной степени содействует успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся. Обеспечены требования к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся. В кабинете расположение посадочных мест очень эффективно. Для учащихся компьютерные столы (15 шт.) расставлены по внешнему периметру. Школьные столы для письменных работ и устных ответов расставлены по внутреннему периметру (15 мест). Итого 30 посадочных мест. Своевременное корректирование и улучшение условий кабинета информатики и ИКТ, его учебно-методического обеспечения позволяет осуществить принцип психологической комфортности деятельностного подхода.

В качестве технических средств обучения выступают компьютерный класс и демонстрационный проектор.

  1. процессор, память, HDD, видеокарта и монитор, FDD, CD/DVD-устройство;
  2. продвинутая конфигурация Pentium IV/512Mb/160Gb, VRAM 64Mb/17”,32x-скоростной и более;
  3. аудиосистема (звуковая карта, колонки, наушники, микрофон);
  4. коммуникационное оборудование: модем (скорость 128 Кбит/с; сетевая карта);
  5. выделенный канал связи (напрямую к провайдеру).
  1. MS Windows XP;
  2. Стандартные приложения MS Windows XP;
  3. MS Office 2003;
  4. диспетчер архивов WinRar;
  5. доступ к сетевой системе дистанционного обучения WebCT.

Image: users_1995_3.jpg Image: users_1995_4.jpg Image: users_1995_5.jpg Image: users_1995_6.jpg

Школа приняла участие во всероссийском конкурсе Интернет- педсовет «Лучший школьный дизайн – 2007/2008». Кабинет информатики и ИКТ был представлен в номинации «Учебное помещение - класс» г. Москва ООО «Образ - Центр».

Image: users_1995_kab.jpg


На базе Кингисеппского Центра Информационных технологий (ЦИТ) для организаторов дистанционного обучения в образовательных учреждениях были проведены курсы повышения квалификации педагогов-тьюторов и помощников-тьюторов.

Ответственной за организацию учебного процесса по внедрению дистанционного практикума

в нашей школе, владеющей компьютерными технологиями и знающей технологии WebCT назначена Югова Людмила Борисовна – учитель информатики и ИКТ,высшая квалификационная категория.

Image: users_1995_ya.jpg

Югова Людмила Борисовна проводит анализ востребованности обучения, решает вопросы организации дистанционного обучения, координирует деятельность всех участников образовательного процесса в вопросах дистанционного обучения, ведет разъяснительную работу среди педагогов, родителей, учащихся, проводит совместно с классными руководителями анкетирование учащихся, формирует списки, составляет расписание, контролирует учебный процесс, поддерживает связь с организацией, проводящей дистанционное обучение, решает проблемы технического плана, оказывает учащимся техническую и организационную помощь (консультирует учащихся в вопросах навигации в WebCT, использования компьютерных технологий), обеспечивает связь обучающихся с преподавателями,отчитывается перед директором образовательного учреждения и Комитетом образования, своевременно предоставляет отчетную документацию.

Классный руководитель: ведет разъяснительную работу по дистанционному обучению среди родителей, учащихся, анкетирует учащихся, поддерживает связь с родителями, отслеживает посещаемость занятий.

Родители: совместно с ребенком определяются с выбором учебных предметов, заполняют заявление и анкету на ребенка до 14 лет, поддерживают связь с классным руководителем и педагогом-организатором, несут ответственность за посещение занятий учащимся. При организации дистанционного обучения дома родители отвечают за организацию учебного процесса, отслеживают выполнение учебного плана, поддерживают связь с педагогом-тьютором и учителем, отвечающим за организацию дистанционного обучения.

Учащиеся: посещают занятия согласно расписания работы компьютерного класса, выполняют задания, в том числе контрольные, поддерживают связь с педагогом-тьютором посредством коммуникационных технологий.

Image: users_1995_0.jpg

При организации учебного материала в курсе ДО используется дружественный интерфейс. Он разработан с использованием гипертекстовых технологий, мультимедийных средств. В комплект курса включен пакет тестов и требований к овладению изучаемым материалом на разных уровнях.

Курс построен с учетом File: users_1995_s3.doc .Поэтому при проведении предварительных опросов учащихся 9-х классов на будущий учебный год обязательно должна быть проведена работа по предпрофильному обучению, т.е. учащиеся должны понимать, что такое профильное обучение, что оно им дает, уметь разбираться в профилях, определить для себя дальнейший профиль обучения, выявить предметы, необходимые для углубленного или дополнительного изучения, т.е. определить для себя индивидуальный образовательный маршрут, потому что предполагаемые профили на старшей ступени обучения не охватывают всего разнообразия профессий. Учащийся может обучаться в школе в одном из профильных классов, а дистанционно получить образование по тем предметам, которые и определят его индивидуальный образовательный маршрут.

В нашем образовательном учреждении сформированы многопредметные группы только для учащихся 10-11 классов (группы учащихся, изучающих разные предметы. Для учащихся 5-8 классов такое обучение представляется мало эффективным и возможным в силу возрастных особенностей. В этом случае надо понимать, что изучение материалов курсов со стороны учащихся будет полностью самостоятельным, с консультированием дистанционно педагогом - тьютором.

Возможности учащихся:

  1. Выбор маршрута обучения с учетом профиля.
  2. Расписание занятий.
  3. Получение материалов.
  4. Система справки.
  5. Выполнение задания.
  6. Самоконтроль.
  7. Диалог с преподавателем и(или)учащимися.
  8. Контроль и оценка.
  9. Сведения об успеваемости.

Формы контроля:

  1. Самотестирование – учащиеся выполняют тесты с выбором вариантов ответов и с обратной связью (комментарий или указание к решению, иногда само решение);
  2. Тестирование с аттестацией – учащиеся выполняют тесты по изученным темам с множественным выбором, на сопоставление, на ввод прямого ответа (результатом является количество набранных баллов);
  3. Выполнение контрольных работ – выполненные решения учащиеся присылают по электронной почте или обсуждают в режиме реального времени с педагогом-тьютором;
  4. Выполнение практических заданий с элементами исследовательской работы.

В 2006-2007 учебном году на базе нашей школы прошли обучение всего 15 учащихся из 10-х классов.

Image: users_1995_111.jpg

В 2007-2008 учебном году прошли обучение 90 учащихся. Из них: File: users_1995_sp2008.doc

Image: users_1995_222.jpg

В 2008-2009 учебном году проходят обучение 88 учащихся. Из них: File: users_1995_sp2009.doc

Image: users_1995_333.jpg


Анализ результатав 2006-2007, 2007-2008, 2008-2009 уч.г. по внедрению дистанционного обучения в МОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 4»

Image: users_1995_444.jpg


Image: users_1995_555.jpg Image: users_1995_666.jpg


Image: users_1995_777.jpg


ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

"...На наш взгляд, дистанционная форма обучения полезна для системы профильного обучения по направлениям, которые бы позволили учащимся лучше познакомиться с той областью знания, которую они выбрали для себя. Обобщая наш небольшой опыт, мы пришли к выводам, что такая форма обучения поначалу может привлечь некоторой новизной, но оказывается, что при самообучении требуются такие качества как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ, т.е. прежде всего, должна быть внутренняя мотивация."


Используемые информационные источники:

  1. Официальные документы (Положения и Приказы см.выше).
  2. Учебные материалы курсов повышения квалификации.
  3. File: users_1995_polat.doc Е.С.Полат "Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании".