ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в МОУ "СОШ №7" г. Сосновый Бор
Шестопалова Лариса Алексеевна13/2/2007 12:40:03
Автор: Шестопалова Лариса Алексеевна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», г. Сосновый Бор
Программа модернизации образования поставила перед школой целый ряд задач:
- компьютеризация;
- повышение компетентности педагогических кадров в области использования информационных компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе;
- организация общего информационного пространства школы;
- внедрение новых форм и методов обучения с использованием новых информационных технологий;
- построение профильной школы.
В 2000 году наша школа получила приз – компьютерный класс, учителя прошли начальный курс «Пользователь ПК». Наиболее продвинутые учителя стали пытаться использовать компьютеры в работе, учиться на различных курсах ЛОИРО, ИТМО. В 2001 году стал работать видеозал для просмотра кино- и видеоматериалов. С образованием школьного мультимедийного центра в 2002 году сложилась творческая группа учителей, использующих ИТ в учебной деятельности. Уроки, мероприятия с использованием ИТ были эффективнее, нагляднее, и это отмечали многие учащиеся и учителя. В 2003 году школа вышла на эксперимент по созданию Центра содействия сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса. С приобретением компьютерной техники школе удалось ввести в работу специализированный компьютерный класс «БОС –дыхание», оборудовать кабинет для компьютерной коррекции зрения. Все эти условия позволили нам разработать программу компьютеризации и интернетизации образовательного процесса в условиях модернизации образования.
ЦЕЛЬ:
Эффективное использование информационных технологий как составляющей здоровьесбережения участников образовательного процесса в условиях эксперимента по созданию Центра содействия сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
- формирование информационного пространства;
- обучение педагогических и руководящих работников информационным технологиям;
- методическое сопровождение внедрения информационных технологий;
- повышение эффективности учебно-воспитательного процесса на основе использования новых технологий обучения (компьютерных, аудиовизуальных, проектных);
- содействие повышению качества образования, увеличению его доступности;
- индивидуализация обучения в сочетании с формированием у учащихся устойчивых профессиональных и этических норм работы;
- повышение уровня освоения учащимися современного научного знания в условиях информатизации общества и образования, уровня их эрудиции, культуры и творческого потенциала;
- использование ИТ для коррекции и укрепления здоровья участников образовательного процесса учащихся;
- развитие способностей к рефлексии, самоопределению, саморазвитию и стремлению к самореализации.
- повышение адаптационных возможностей учащихся к современным условиям профессиональной и учебной деятельности;
- предоставление всем участникам МОУ возможностей обмена информацией;
- организация и развитие дистанционного образования;
- создание единой информационной базы данных образования МОУ;
- автоматизация документооборота всех участников;
- автоматизация финансовой деятельности МОУ;
- автоматизация учета кадров;
- сбор и обработка данных о состоянии здоровья участников образовательного процесса в МОУ,
- информационная поддержка системы образования;
- пополнение материально – технической базы.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ:
- Анализ образовательного процесса.
- Анализ документов (Концепция модернизации образования, Закон об образовании, Методические письма и рекомендации и т.п.)
- Анализ материально-технической базы и обеспечения.
- Анализ опыта других учебных заведений в вопросах информатизации образования.
- Формирование и развитие информационной культуры педагогов (обучение по программам: «Пользователь ПК», «Intel® -образование для будущего», «Информационные технологии для учителя – предметника» и т.п.; накопление опыта использования ИТ, разработка методического и диагностического материала по предметам).
- Составление и апробирование программ по предмету «Информатика. Информационные технологии», элективных курсов, факультативов.
- Организация научно-методического сопровождения эксперимента: видеоконференции, открытые уроки, школьные и городские семинары, научно-практические конференции.
- Сотрудничество с научными центрами Ленинградской области и г. С-Петербурга (ЛОИРО, ИТМО, ВУЗами).
- Постоянный мониторинг успешности педагогов и учащихся.
- Мониторинг состояния здоровья и успеваемости учащихся в общеобразовательных и специальных классах охраны зрения.
- Создание базы данных учителей, учащихся.
- Создание информационной структуры МОУ.
- Пополнение материально – технической базы новым совершенным оборудованием.
- Формирование и развитие информационной культуры учащихся через:
- уроки информатики (начиная с групп дошкольной подготовки);
- предметные уроки с компьютерной поддержкой;
- включение учащихся в проектную деятельность;
- дистанционные олимпиады и конкурсы;
- внеклассные мероприятия.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Создание единой системы ОУ, позволяющей повысить эффективность образовательного и управленческого процессов.
- Внедрение в учебно-воспитательный процесс информационных технологий обучения.
- Совершенствование форм, методов и технологий обучения.
- Интенсификация процесса обучения за счет развития элементов компьютерного обучения по всем формам и направлениям содержания образования.
- Повышение интереса педагогов и учащихся к процессу преподавания и обучения.
- Повышение результатов обученности на основе использования ИТ.
- Повышение уровня освоения учащимися компьютерных технологий, качественное повышение уровня их эрудиции, культуры и развитие творческого потенциала.
- Развитие адаптационных возможностей учащихся к современным условиям;
- Сохранение и укрепление здоровья педагогов и учащихся, развитие способностей к рефлексии, саморазвитию и стремлению к самореализации.
- Разработка методических материалов по компьютеризации учебно-воспитательного процесса, по использованию ИТ в процессе обучения.
- Развитие материально-технической базы.
- Использование созданных баз данных (учительской, ученической, библиотечной) в работе.
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Создана в школе компьютерная сеть, объединяющая 54 компьютера:
- компьютерный класс – приз за участие в конкурсе «Новые перспективы» для проведения уроков информатики и для проведения занятий допрофессиональной подготовки (2000 год),
- терминальный класс для работы с обучающими программами и проведения тестирования по различным предметам (2006),
- класс «Бос – дыхание», где учащиеся учатся правильно дышать с использованием ПК (2002),
- мультимедийный класс - лекторий, где проходят предметные и библиотечные уроки с мультимедийной поддержкой (2003),
- библиотека (2004),
- кабинет коррекции зрения, «БОС –опорно-двигательный аппарат» (2003),
- кабинет «Здоровье» (2003),
- директор, завучи, канцелярия, бухгалтерия.
Image: articles_101_set1.jpg
В 2006 году школа стала победителем ПНОП (школа - «миллионер»), и одним из приобретений стали 2 интерактивные доски.
- Созданы общие сетевые ресурсы “Общие документы школы” и “Общие документы учеников”.
- Функционирует внутришкольный чат – программа обмена мгновенными сообщениями.
- Настроена внутришкольная почтовая система (система электронной почты e-mail). Учителя, администрация имеют реальные (действующие в Интернете) почтовые адреса (e-mail) вида …@school7.sbor.net.
- Организована система внутришкольных конференций (новостей) для совместного общения учеников и учителей.
- Настроен школьный WWW-сервер (http://school7.sbor.net сайт школы в Интернете).
- Установлена и настроена программа круглосуточного мониторинга компьютерной сети школы (Карта сети)
- Установлено оборудования для организации видеоконференций и видеосвязи внутри школы (WEB-камеры).
- Ведутся работы по подключению к сети Интернет с 44 компьютеров в школе.
- Непрерывно проводится работа с учителями и всеми пользователями сети по обучению всем настроенным возможностям.
- Результаты прохождения педагогами различных курсов в школе №7, ФИО (ИТМО), ЛОИРО, ЦИТ г. Сосновый Бор:
- 92% учителей владеют навыками ПК;
- 65% учителей используют в своей деятельности ИТ;
- 36% учителей проводят уроки с компьютерной поддержкой.
- С 2004 года в школе проведено 4 городских, 1 областное мероприятия, посвященное вопросам использования ИКТ в образовательном процессе. Наши педагоги делились опытом использования ИКТ на различных городских семинарах и конференциях.
- Разработаны методические и дидактические материалы для проведения предметных уроков с использованием ИТ, а так же циклы уроков ( 10-11 классы – литература, 6-9 классы – география, 10-11 классы – экономика, 5-6 классы – математика, 7-9 классы - физика и т.д.).
- С 2004 года проведено более 400 уроков и более 300 школьных мероприятий с компьютерной поддержкой.
- Разработаны и апробированы программы предпрофильных и элективных курсов.
- Ведется преподавание информатики со 2 класса.
- Ведутся занятия дошкольников по подготовке в 1 класс.
- Учащиеся и учителя принимают участие в различных олимпиадах, конкурсах (Всероссийский конкурс на лучшую обучающую программу, Интернет – олимпиада «Русский музей», дистанционная олимпиада «По следам географических открытий» и т.д.).
- В административной работе используется база данных (АВИС АРМ«Директор»).
Многие результаты достигнуты благодаря инженеру И. Ходоновичу и учителям, активно использующим ИКТ.
Image: articles_101_zr.jpg Image: articles_101_mat.jpg Image: articles_101_dvh1.jpg
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН:
- Объединить в общую сеть все компьютеры в школе.
- После установления оборудования для организации видеоконференций и видеосвязи внутри школы (WEB-камеры) провести апробирование и мероприятия с использованием нового оборудования. В дальнейшем – установка на домашних ПК администрации и учителей аналогичной техники, для возможности проведения консультаций, уроков «не выходя из дома».
- Изучить опыт использования и возможность внедрения спутниковой связи для проведения различных образовательных мероприятий.
- Продолжить обучение учителей (в различных уровневых группах) по изучению возможностей ИКТ. Более активно включиться в участие в Интернет – олимпиадах, конкурсах как учителям, так и учащимся.
- Продолжить работу по разработке уроков, мероприятий, циклов занятий с использованием ИКТ.
- Оборудовать рабочие места (5 – 10) для более полного обучения и возможности работы учащихся с различной офисной техникой (ПК, сканер, принтер, цифровые фото- и видеокамеры, цифровой музыкальный центр и т.д.)
- Организовать работу кружков, факультативов (по изучению специальных программ: программирование, графика, музыка, сайтостроение; развивающие компьютерные игры, переписка с учащимися других городов и стран и т.д.)