Школьный мультимедийный класс
Шестопалова Лариса Алексеевна14/2/2007 10:40:21
Автор: Шестопалова Лариса Алексеевна
Наша школа является региональной экспериментальной площадкой по созданию Центра содействия сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса. И работа по этому направлению заставила нас по новому подойти к процессу обучения, воспитания и развития учащихся. Сейчас перед школой стоит проблема — создать благоприятные условия для организации учебной деятельности так, чтобы обеспечить личностно-ориентированное обучение при наибольшей мотивации учения и максимальном сохранении здоровья каждого ребенка. Одним из вариантов решения данной проблемы является внедрение в образовательный процесс информационных технологий. Каковы же положительные стороны использования информационных технологий?
По сути, разумное использование ПК – одна из составляющих здоровьесберегающих технологий: экономное использование времени, смена деятельности учащихся, наблюдение и восприятие учащимися того, что на уроках объясняют «на пальцах», схемах, и т.д., а главное – возникновение интереса учащихся. Психологами доказано, что использование информационных технологий на уроках приводит к повышению восприятия и запоминания материала на 50% – 70%, по сравнению с обычным уроком без использования ИТ.
В нашей школе уделяется огромное внимание информатизации образовательного процесса. Так в школе работают:
- компьютерный класс – приз за участие в конкурсе «Новые перспективы» для проведения уроков информатики и занятий по допрофессиональной подготовке,
- терминальный класс для работы с обучающими программами и проведения тестирования по различным предметам,
- класс «Бос – дыхание», где учащиеся учатся правильно дышать с использованием ПК,
- мультимедийный лекционный класс, где проходят предметные и библиотечные уроки с мультимедийной поддержкой.
-
И если первые 3 класса предназначены для индивидуальной работы каждого учащегося за ПК, то в мультимедийном может заниматься одновременно 1 – 2 класса.
Мультимедийный лекционный класс был создан в 2002 году (руководитель – Щербак Е.М., курирует работу заместитель директора по УВР Шестопалова Л.А.).
-
Оборудование: 3 компьютера, мультимедийный проектор, сканер, колонки, цифровой фотоаппарат, интерактивная доска (с 2007 года), в отсутствие доски экраном служит специально подготовленная стена.
При внедрении ИТ в процесс обучения нам пришлось вести работу по следующим направлениям:
- Изучение соответствующей документации, СанПиНов.
- Разработка методики использования ИТ в практической деятельности (особое внимание уделялось учебно-методическим и психолого-педагогических аспектам).
- Подготовка педагогических кадров к освоению ИТ обучения и внедрению их в образовательный процесс.
- Материально-техническое оснащение.
- Изучение и создание электронных продуктов, методического обеспечения.
Как же мы используем мультимедийный класс-лекторий?
- проведение предметных уроков;
- проведение элективных курсов, факультативов;
- проведения занятии с членами научного общества учащихся (НОУ);
- проведение семинаров, педагогических советов, конференций разного уровня;
- проведение родительских собраний;
- проведение классных часов по различной тематике;
- проведение бесед врача с учащимися;
- проведение библиотечных уроков;
- проведение психологических занятий;
- проведение праздников (чествование юбиляров, встреча с ветеранами и т.д.);
- подготовка учащихся к различным конкурсным мероприятиям;
- проведение экзаменов;
- обучение педагогов школы ИКТ.
Image: articles_103_bio.jpg Image: articles_103_obg1.jpg Image: articles_103_bib.jpg
Учителя сначала не спешили использовать лекционный класс, сказывалось отсутствие методики рационального, разумного использования готовых программ. В 2002 году была создана группа инициативных учителей для изучения, разработки, апробирования вопросов, связанных с использованием ИТ. В конце учебного года был проведен семинар с показом открытых уроков в мультимедийном классе. На уроках были использованы как готовые программы, так и собственные презентации учителей.
С 2004 года в мультимедийном классе было проведено более 400 предметных и библиотечных уроков, более 150 школьных, городских, областных семинаров, круглых столов и т.д. Мы делились опытом по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании (областной семинар «Инновационные технологии обучения математике», городские семинары «Информационные технологии в образовательном процессе», городские семинары «Информационные технологии в преподавании физики и астрономии»).
Учителя физики, географии, математики и многие другие используют на уроках обучающие программы. Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий учебных курсов на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетания механизмов вербально – логического и образного мышления.
Школа получила в 2005 году 49 обучающих программ на CD-дисках по всем предметам (сетевые и локальные версии). Учителя биологии, физики, ОБЖ, химии используют мультимедийные электронные учебники. Их использование позволяет учащимся пронаблюдать многие явления, лабораторные опыты, графики, видео сюжеты фильмов, картин, прекрасную объемную графику. В лекционном классе проходят основные уроки, но так же есть возможность изучать учебный материал в своем темпе в других класс оснащенных ПК. Учитель выступает в роли менеджера процесса обучения и консультанта. Электронные учебники позволяют учителю организовать не только процесс изучения нового материала на различных уровнях, но и практический тренинг, а также контроль изученного материала.
Наши учителя не только используют готовые программы, но и сами создают презентации, программы – тесты. Щербак Е.М. разрабатывает и использует на уроках физики и астрономии презентации и сайты. Кочнева Т.В. разработала циклы уроков географии с мультимедийной поддержкой в 6 – 9 классах и экономики в 10 – 11 классах, а так же совместно с Мысик Л.А. она подготовила внеклассные мероприятия «Брачные традиции народов Мира», «Семья и брак». Шестопаловой Л.А. разработан цикл уроков по математике для учащихся 5 – 7 классов: «Арифметика Магницкого», «Загадочный мир Эшера», «Симметрия в архитектуре» и т.д. Ивановской М.Ю. подготовлены уроки истории в 5 – 6 классах: «Легенды и мифы Древней Греции», «Спорт и здоровье в Древнем Риме» и цикл уроков по обществознанию в 9–11 классах. Рухлова Е. В. разработала цикл уроков с мультимедийной поддержкой по творчеству Ф.М.Достоевского.
Но не только учителя, но и сами учащиеся 10-11 классов создают электронные материалы к урокам, олимпиадам, различным конкурсам.
Image: articles_103_sem1.jpg Image: articles_103_sem2.jpg Image: articles_103_det.jpg
Сейчас мы начинаем использовать для проведения уроков и мероприятий интерактивную доску. Впереди еще много планов, еще много работы.