Вики-ресурсы
Семенова Юлия Александровна2/10/2008 14:06:43
Автор: А.В.Юрков
-
Теперь уже в далеких воспоминаниях времена, когда Всемирная паутина – World Wide Web, еще только образовавшись (1990, http://www.w3.org/History.html) оказалась чрезвычайно популярной и полезной для массового пользователя, предоставив в его распоряжение достоверную быстро находимую и бесплатную информацию…
-
Коммерциализация Интернета –в отношении образования, в частности – определенно приводит его к своей противоположности: быстро найти нужные сведения в свободном доступе оказывается порой не просто. Более того, само это массовое затруднение приводит к попыткам (успешным!) делать бизнес – лозунг «Вернем Сети свободу!» написан на страницах сайтов, поддерживающих распространение на коммерческой основе популярной литературы и программного обеспечения…
-
Появление и быстрое развитие портала Википедия http://www.wikipedia.org является обнадеживающим примером эффективного распределенного взаимодействия, преследующего иные, чем только коммерческие цели. В натоящее время Википедия пишется на примерно 250 языках. В конец ноября самый большой – английский - раздел Википедии содержал более 1,5 млн. статей, русский – 118 тысяч. Количество статей в русской Википедии уже превысило аналогичный показатель для всемирно известной Encyclopaеdia Britannica и Большой советской энциклопедии – см. http://lenta.ru/articles/2006/08/17/wiki/
-
В небольшой заметке невозможно дать детальный обзор этого замечательного информационного ресурса. Ограничимся лишь некоторыми примерами эффективного поиска информации, используемой в учебном процессе. При обучении пользователей работе с информационными ресурсами Интернета эффективными оказываются примеры поиска информации об известных людях, ярких событиях, важных или поучительных фактах. Подобного сорта справочная информация с большой вероятностью успеха может быть бысто найдена с использованием Википедии, которая содержит не только сами факты, но и ссылки на ресурсы Интернета, имеющие отношение к исследуемому вопросу.
Задача: Найти величину заработной платы совладельцев информационно-поисковой системы Google в 2006 году. Кто эти люди?
Решение:
- Заходим на сайт Wikipedia.org
- В строке поиска даем запрос Google
- В сводке ключевой информации о системе находим информацию о создателях Google
- Сергее Брине (1973, Россия) и Ларри Пейдже(1973, США)
- Переходим по ссылке на статью, посвященнную, например, Сергею Брину
- В конце статьи в ссылках на дополнительные информационные источники находим нужные сведения $1 в год, начиная с 2005 года и указание на официальный источник – информационную форму 14A Комиссии по ценным бумагам США
- Изучая указанный официальный документ получаем также информацию и об уровне доходов создателей Google, в миллиарды раз превышающем «жалованье», установленное исключительно в рекламных целях
- Проверяем информацию по другим источникам, например, по информации в разделе About Google/Press Center/Investor Relations на сайте www.google.com.
-
Можно привести десятки примеров, показывающих, как с помощью Энциклопедии Вики находятся ответы на впросы – порой весьма непростые! , – ежедневно возникающие в профессиональной деятельности преподавателя и учебной работе учащегося.
-
Так что же это за информационный ресурс – Википедия?
-
Википедия - общедоступная, свободно распространяемая энциклопедия, издаваемая в Интернете. Создаётся на многих языках мира коллективным трудом добровольных авторов, использующих специальную технологию, называемую «вики» (от гавайского «wiki-wiki» т.е. «быстро»). Как указано в самой Википедии (см. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8 ):
Ви́ки — гипертекстовая среда (обычно Веб-сайт) для сбора и структуризации письменных сведений. Характеризуется следующими признаками:
- Множество авторов. Некоторые вики могут править все посетители.
- Возможность многократно править текст посредством самой вики-среды (вебсайта), без применения особых приспособлений на стороне редактора.
- Проявление изменений сразу после их внесения.
- Разделение информации на страницы, где у каждой своё название.
- Особый язык разметки, позволяющий легко и быстро размечать в тексте структурные элементы, форматирование, гиперссылки и т. п.
- Учёт изменений (учёт версий) текста и возможность отката к ранней
версии.
-
Казалось бы, в подобном ресурсе может оказаться большое количество непроверенной и некачественной информации, которую невозможно использовать в образовательных целях. Но это не так! Исследование, проведенное авторитетным научным журналом Nature видетельствует, что качество статей Википедии приблизилось к Британике – см. http://www.nature.com/nature/journal/v438/n7070/full/438900a.html
Косвенным образом это подтверждается фактом, что по многим поисковым запросам популярные информационно-поисковые системы Google, Yahoo, Яндекс в качестве первых приводят ссылки на ресурсы Википедии (проверьте – по запросу Wikipedia Britannica среди первых будет и указанная выше ссылка на статью в Nature).
-
Каталог вики-сайтов на русском языке весьма обширен. Из разделов, которые безусловно полезны учителям, преподавателям высшей школы, школьникам и студентам, можно назвать:
- собственно Википедия — основанная на технологии вики общедоступная, свободно распространяемая энциклопедия.
- Викисловарь — универсальный, многоязычный словарь;
- Викицитатник — сборник цитат;
- Викитека — библиотека оригинальных текстов;
- Викиучебник — учебная литература;
- Викиновости — открытое новостное агентство;
- Викисклад — общее хранилище файлов мультимедиа;
- Викивиды — справочник по таксономии биологических видов.
- Метавики — Вики о проектах Викимедиа
-
Указание выделенных слов в строке поиска на сайте русской Википедии позволяет быстро перейти к каждому из названных разделов.
-
Хотелось бы обратить внимание на новые проекты Википедии, такие как Викисловарь, Викиучебник и Викимедиа. Идея коллективного создания образовательных материалов, распространяемых свободно и доступных всем может быть реальной альтернативой учебным центрам в Интернете, функционирующим исключительно на коммерческих началах.
-
Конечно, некоторые из названных ресурсов, например, Викиучебник, пока еще невелики. Но они быстро растут. Так Русский Викисловарь
http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 -толковый, грамматический, фразеологический, этимологический и многоязычный словарь содержит уже около 100 тысяч статей о словах и словосочетаниях более чем 170 языков мира. Это позволяет ему конкурировать с замечательным, но, увы, доступном лишь в ограниченном демонстрационном режиме ресурсом www.slovari.ru В качестве примера можно предложить найти толкование слова «эссе». В Викисловаре находим вполне информативную, но не дублирующую текст из популярного Толкового словаря С.И.Ожегова, статью, которая содержит также сведения по морфологии, этимологии слова и его переводы на английский, немецкий и эсперанто. В то время, как попытка использовать указанный выше академический ресурс (логин guest и пароль guest) приводит к неудаче – доступ ко всем словарям, кроме орфографического, в демонстрационном режиме заблокирован. Конечно, благодаря Яндексу у пользователей в режиме работы со словарями есть возможность, хотя и не в полном объеме, использовать ресурсы Рубрикона www.rubricon.com, но преимущества свободного доступа и коллективного создания информационных ресурсов, которыми руководствуется Википедия, должны в скором будущем сказать свое слово. Остается дождаться появления в Викисловаре материалов или самим написать статью! по толкованию слова «портал», обсуждаемого на форуме нашей конференции, и можно будет сравнивать Викисловарь с аналогичными ресурсами на Рубриконе ;-)
-
В качестве любопытного задания для самостоятельной работы можно предложить с использованием Википедии найти полные тексты на русском и немецком языках произведения, упомянутого в «провокационном» вопросе ученика: «А Вы читали Затейливого Симплициссимуса?