Обучение в 21 веке
Горюнова Марина Александровна5/9/2008 20:52:49
Автор: Горюнова Марина Александровна
(по материалам программы Интел "Обучение для будущего")
«В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться.» Элвин Тоффлер, американский футурист
Рекомендуем материалы на английском языке: http://www.21stcenturyschools.com/What_is_21st_Century_Education.htm (воспользуйтесь Интернет-переводчиком, чтобы познакомиться с основным смыслом текста)
Учащиеся, вступающие во взрослую жизнь в 21 веке, сталкиваются с такими задачами и проблемами, которые их предшественники не могли и представить. Сталкиваясь с нескончаемым потоком цифровых приборов и с переизбытком информации, современные люди должны хорошо владеть множеством навыков и стратегий, которые не были необходимы прародителям для достижения успеха в жизни. К навыкам, востребованным в 21 веке, относятся:
- Ответственность и адаптивность – личная ответственность и гибкость в различных межличностных, профессиональных и социальных ситуациях, установление высоких стандартов и целей для себя и для других, терпимость к другим точкам зрения.
- Коммуникативные навыки – создание условий для эффективной устной, письменной и мультимедийной коммуникации в различных формах и контекстах, управление ей и понимание ее.
- Творчество и интеллектуальная активность – развитие, применение и доведение новых идей до других, открытость и ответственность по отношению к новым и неожиданным перспективам.
- Критическое и системное мышление – применение логики в понимании и множественных выборах, понимание взаимосвязей между системами.
- Информационные и медийные навыки - анализ, доступ, управление, интеграция, оценивание и создание информации в различных формах и различными способами.
- Навыки межличностного взаимодействия и сотрудничества – способность работать в команде и руководить другими людьми, готовность принимать на себя различные роли и ответственность, продуктивно работать с другими людьми, осуществлять эмпатию, уважать точки зрения других людей.
- Выявление, формулировка и решение проблем – способность выявлять, анализировать и разрешать проблемы.
- Управление собой – отслеживание собственного понимания и учебных потребностей, поиск необходимых ресурсов, трансформация знания из одной области в другую.
- Гражданская ответственность – проявление уважения к интересам большинства в действиях и поступках; соблюдение этики поведения в личном, профессиональном и социальном контекстах.
Предлагаем также посмотреть следующие видео-материалы:
8-ми минутный видео-фрагмент интервью с заместителем директора ГОУ Гимназия 1518 Ольгой Поляковой на тему "Web 2.0 как инструмент для учителя" http://ru.youtube.com/watch?v=5h_6TLvcNEE&feature=related
Профессор Университета штата Канзас Майк Уэш рассуждает о будущем образования и WEB 2.0 (речь на английском, текстовый перевод на русском) http://ru.youtube.com/watch?v=ukwUolQFfCg&NR=1
Оценивание
К сожалению, школы помогают учащимся в развитии перечисленных навыков далеко не так эффективно, как могли бы. Сегодня многие учителя практически не имеют четких стратегий обучения мыслительным навыкам и навыкам, востребованным в 21 веке, и даже если они сами владеют ими на высоком уровне, зачастую им не хватает знаний о собственных и чужих мыслительных процессах.
На сайте "Оценивание проектов" http://educate.intel.com/ru/assessingprojects/ Вы можете познакомиться с различными стратегиями оценивания, разработками учителей и другой полезной и интересной информацией на эту тему.
Библиотека систем оценивания, находящаяся в приложении Оценки проектов включает варианты оценивания для широкого спектра проектов, от публикаций учащихся до устных презентаций. Все эти варианты оценивания могут быть легко адаптированы к нуждам учителей.
Планируя и оценивая процесс обучения учащихся, учителя часто используют общие понятия, такие как «критическое мышление» или «решение проблемных ситуаций», чтобы описать свои цели. Такие понятия трудно оценить, так как они включают много вспомогательных навыков. Пространные описания не дают необходимой информации для сбора достоверных данных о мыслительных способностях учащихся.