ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
Белякова Ольга Владимировна25/3/2015 15:12:42
Автор: Ольга
На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах и социальных институтах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Поиск новых средств и методов формирования творческой личности - созидателя нового общества, способного к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре - актуальная задача педагогической науки, как никогда обусловленная потребностями общества. В связи с этим наибольшее значение приобретает поиск новых подходов в обучении и воспитании, интегрирующих теоретические и эмпирические исследования всестороннего развития личности учащихся в образовательном процессе.
Я неоднократно задумывалась над вопросами: «Что необходимо сделать мне, как мастеру производственного обучения, чтобы улучшить процесс обучения в группах профессиональной и допрофессиональной подготовки? Использую ли я наиболее эффективные формы и методы обучения? Какие технологии приведут к повышению качества знаний учащихся?». Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Люди, обладающие проектным типом мышления востребованы современным обществом. На протяжении нескольких лет в группах допрофессиональной и профессиональной подготовки «Секретарь-машинистка» и «Делопроизводитель» муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат» одной из форм итоговой аттестации учащиеся выбирают работу над проектами.
По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Метод проектов позволяет формировать у обучающихся важнейшие компетенции. Такие как:
- информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
- коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
- социальную - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
- предметную - способность применять полученные знания на практике.
Если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:
- формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
- повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
- речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
- развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
- изменения роли учителя в образовательной среде;
- более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
Одна из главных целей метода проектов - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но всегда предполагается определенная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов этих действий. По своему признаку проекты относятся к исследовательскому типу, являются долгосрочными, т.к. занимают несколько месяцев, по предметно-содержательной области являются межпредметными (это и информатика – оформление, конструирование, психология – анкетирование, анализ). Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта.
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформление конечных результатов;
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы.
С чего начать и как реализовать?
1. Этап ориентирования:
- индивидуальное и коллективное обсуждение. Здесь важно показать, что в отличие от традиционного школьного обучения при работе по методу проектов совмещены приобретение нового опыта, возможность сделать «продукт» и получение новых знаний
- анализ личного опыта.
2.Этап разработки проекта:
- разработка задач;
- определение целей;
- определение ресурсов.
3.Этап реализации проекта:
- обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации;
- самостоятельная работа учащихся над задачами;
- промежуточные обсуждения достигнутых результатов;
- оформление проекта.
4.Этап презентации результатов проекта:
- подготовка презентации;
- зашита проекта.
5.Этап оценивания проекта:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике;
- корректность используемых методов исследования и получаемых результатов;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
- привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов проведенного проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов.
Хочется заметить, что данная форма аттестации в группе показала эффективность не только для развития познавательной активности учащихся, самореализации их творческого потенциала, но и в последующем проект применим как дидактический материал для проведения уроков, например, темы «Визитные карточки и электронные визитные карточки», «Деловой этикет. Искусство принимать и делать подарки», «Имидж секретаря» и др. Презентации можно использовать при объяснении нового материала.
Также может послужить толчком к введению новшеств в организации. Например, в 2011-2012 учебном году тематика проектов была посвящена корпоративному этикету, что послужило в дальнейшем толчком разработки корпоративного этикета в межшкольном учебном комбинате.
Полученные знания по оформлению проекта и созданию презентации послужат для дальнейшей учебы выпускников (при оформлении контрольных, курсовых работ, а также диплома).
Данная форма проведения экзамена учит учащихся правильно представлять свою работу: как говорить, держаться при защите, уметь отстоять свое мнение, отвечать на вопросы. Что пригодится в дальнейшей жизни. Метод проектов позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности учащихся. Педагог не преподносит истину, а учит её находить.
И чем раньше начнётся такая работа учащихся, тем быстрее они научатся видеть проблему и находить нестандартные, оригинальные решения, формировать свою точку зрения в оценке конечного результата, а значит, смогут проецировать свои навыки на жизненные ситуации.
Использовался материал с сайтов: http://ims821.ru/publ/ispolzovanie_metoda_proektov_v_raznovozrastnykh_gruppakh_malokomplektnoj_selskoj_shkoly/1-1-0-1