НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Центр апробации ФГОС второго поколения в ЛО20/1/2009 14:56:54
Автор: Центр апробации ФГОС второго поколения в ЛО
Под редакцией С.А. Лисицына, С.В. Тарасова
В концепции обновления современного российского образования воспитание детей и молодежи рассматривается как один из основных приоритетов деятельности образовательных учреждений. Это обусловлено целым рядом проблем, с которыми сталкивается современное российское общество в целом и, в частности образовательные учреждения:
- Несогласованность целей воспитания. Цели воспитания в разных социальных группах нашего общества, семьях, образовательных учреждениях могут быть различными. Отсутствуют механизмы согласования целей. К ребенку предъявляются разные, порой взаимоисключающие требования. Все это приводит к отсутствию мотивации адекватного положительного поведения молодежи.
- В настоящее время хорошее воспитание (воспитанность) не рассматривается значительной частью общества как важные условие достижения высокого качества жизни отдельного человека и общества в целом. Вместе с тем, хорошее образование (воспитание и обучение) является ключевым параметром, определяющим качество жизни, поскольку создает условия и предпосылки для развития экономики и социальной сферы. Образование создает широкие возможности интеллектуально-духовной жизни человека, развития внутреннего потенциала.
- Воспитательные системы, создающиеся в настоящее время в образовательных учреждениях, и содержание образовательной деятельности в целом часто замыкаются преимущественно на внутренних проблемах образовательного учреждения и микросоциума, без учета геополитических тенденций и широкого социокультурного контекста жизнедеятельности человека. Вследствие этого, воспитание и обучение не отвечают в полной мере на вызовы современного мира (вопросы информационной безопасности, процессы глобализации, межнациональные (межцивилизационные) отношения и многое другое).
- Проблема педагога. Далеко не всегда педагоги в своей повседневной профессиональной деятельности учитывают особенности современных детей и молодежи, применяя устаревшие методы и приемы работы. Это приводит к формальному подходу к воспитанию.
- Проблема определения результата воспитания. Воспитательная деятельность нацелена на некоторые изменения во внутреннем мире личности (ценностей, отношений и др.). Именно поэтому непосредственно увидеть, зафиксировать и дать объективную оценку этим субъективным внутренним изменениям очень трудно.
Решение этих и других проблем воспитания требует объединения усилий образовательных учреждений, семьи, представителей общественности, различных властных структур и пр. Особенно важно объединение усилий в той социокультурной среде, где живет и развивается молодой человек: на региональном и местном уровнях. Концептуальной основой согласования позиций и подходов к воспитанию, ориентиром научной и практической деятельности педагогов является региональная концепция воспитания в Ленинградской области.
File: articles_476_vospitanie.doc