ХОР

Добавь свой голос

Конкурсы 2013 года

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Педагогическая находка

Игнатенко Ирина Вячеславовна
1/4/2017 19:21:26
Автор: Игнатенко Ирина Вячеславовна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА Многофункциональное пособие «Осьминог Развивайкин» как средство развития физических и психических качеств дошкольников

Игнатенко Ирина Вячеславовна Инструктор по физической культуре МДОУ «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Март 2017г. Актуальность Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период закладываются фундамент здоровья и долголетия, выносливо¬сти и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Актуальность проблемы укрепления и сохранения здоровья дошкольников обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается значительное сокращение двигательной активности детей. Именно «двигательный дефицит» приводит к увеличению статической нагрузки на определенные группы мышц, снижению уровня здоровья детей дошкольного возраста, к ослаблению иммунозащитных сил организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Одним из новых подходов является использование нестандартного оборудования в работе по физическому развитию детей. Понятие «нестандартный» - не соответствующий стандарту, не избитый, не шаблонный, оригинальный. Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из подручных средств и материалов. В соответствии с ФГОС дошкольного образования физическое развитие должно быть направлено на приобретение опыта двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением основных видов движений и упражнений: • направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; • способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики рук. В связи с этим использование нестандартного игрового оборудования может стать одним из эффективных средств решения поставленных задач. Игра - это ведущая деятельность ребёнка, посредством которой он органично развивается. Все мы знаем, как трудно заставить заниматься физическими упражнениями себя и ребенка, а с помощью игрового нестандартного оборудования, занятия физкультурой можно превратить в увлекательную игру – сказку, где дети становятся персонажами. Одним из примеров использования такого оборудования является пособие «Осьминог Развивайкин». Мы осознаем, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Инновационные технологии физического развития детей должны способствовать коррекции речевого, эмоционального и общего психического развития. При использовании игрового нестандартного спортивного оборудования «Осьминог Развивайкин» реализуется интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Описание пособия: пособие выполнено в форме игрушки «осьминога». Щупальца осьминога имеют длину около 3-х метров и используются для развития основных видов движений. На щупальца нашиты различные предметы (шнуры, кольца, пуговицы, бусы, колокольчики, палочки, резинки различной формы, губки и др.), с помощью которых решаются дидактические задачи. Фото 1

 

Цели использования оборудования: охрана и укрепление здоровья детей, поддержание у них бодрого, жизнерадостного настроения; профилактика негативных эмоций; воспитание интереса к доступным видам двигательной деятельности; развитие музыкальности, познавательной активности и творческих способностей. С целью реализации задач разработана система игр и упражнений, которые используются в совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной деятельности детей.

Содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей с использованием многофункционального нестандартного спор¬тивного оборудования «Осьминог Развивайкин» Формы ра-боты Игры и упражнения Тренинг функ-циональных си-стем организма, двигательных качеств Тренинг психи-ческих процес-сов, качеств личности Интеграция образователь-ных областей 1 2 3 4 5 Физкультур-ные занятия (в помеще-нии, на ули-це) Упражнения: «Пройдись по щупальцам осьминога», «Проползи под щупальцами»,

 «Прыгаем с осьминожкой»
 «Набрось на щупальца»,

Игры:

 «Попади в цель», «Про-кати мяч»	Развивается мы-шечная и так-тильная чувстви-тельность, сер-дечно-сосудистая, ды-хательные си-стемы, опорно-двигательный аппарат, крупные группы мышц, ловкость, гиб¬кость, координа¬ция движений.

Осуществляется профилактика заболеваний сто-пы и осанки. Развивается вни-мание, сосредо-точение, память, мышление, тре-нируется вести-булярный аппа-рат, визуальный контакт с парт-нёром, помогает снять напряже-ние.

«Физическое развитие»

 «Ре¬чевое развитие»   «Познаватель-ное развитие»

«Социально-коммуникатив-ное» «Художествен-но-эстетическое развитие»

Физкультур-но-оздорови-тельная рабо-та в режиме дня (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика игры и упражнения на прогулке, физкультми-нутки) Упражнения: «Пройдись по щупальцам осьминога»,

 «Ножки-ось-миножки»,
 «Проворный крабик»,
 «Прыгаем с осьминож¬кой»,  «Звуки моря».	Тренирует сер-дечно - сосу-дистую и дыхательные си-стемы, вестибу-лярный аппарат.

Развивается мы-шечная и так-тильная чувстви-тельность. Осуществляется профилактика заболеваний сто-пы и осанки. Развитие слухо-вого внимания, сосредоточенности, смелости, вы-держки. Развива-ется воображе-ние, фантазия, умение воспри-нимать характер музыки. . «Физическое развитие»

 «Ре¬чевое развитие»   «Познаватель-ное развитие»

«Социально-коммуникатив-ное»

Активный отдых (физ-культурный досуг, празд-ник, День Здоровья) Упражнения: «Прыгаем с осьминож¬кой», «Набрось на щупальца» Инсценировка «На морском дне» Музыкальная игра «Кто са-мый ловкий» Музыкально-дидактическая игра « Солнышко и дождик». Игры: «Ось-миног – музы-кант», «Под-бери по цве¬ту»,

 «Прикрепи цифру»,
 «Причеши осьминога»	Тренирует сер-дечно-сосудистую и дыхательные си-стемы, опорно-двигательный аппарат, лов-кость, гибкость, координация движений.

Развитие про-странственной ориентировки. Формирование элементарных математических представлений. Развитие речи, музыкальности, умения согласо-вывать свои дей-ствия, исполнять и распределять роли. Развивается вни-мание, умение двигаться в соот-ветствии с харак-тером и темпом музыки. Развитие Эмоциональной сферы, образных движе¬ний, сенсо-моторных спо-собностей, тер-пения, усидчиво-сти. «Физическое развитие» «Ре¬чевое развитие» «Познаватель-ное развитие» «Социально-коммуникатив-ное» «Художествен-но-эстетическое развитие» Самостоя-тельная дея-тельность Игры: «Подбери по цвету», «Продолжи орнамент»,

 «Сколько ног у осьминога»,
 «Причеши осьминога»,  
 «Проворный шнурок»	Совершенство-вание координа-ции руки и глаза; развитие мелкой моторики, разви-тие зрительного восприятия цве-та, сенсомотор-ных способно-стей, простран-ственной ориенти¬ровки.

Формирование элементарных математических представлений. Развитие внимания, тер-пения, усидчиво-сти, со-гласованности движений рук и ног, сенсо-моторных спо-собностей. Сня-тие эмоциональ-ного напряжения. Тренирует визу-альный контакт с партнером, «Физическое развитие» «Ре¬чевое разви-тие» «Познава-тель¬ное разви-тие» «Социально-коммуникатив-ное» «Художествен-но-эстетическое развитие» Дополни-тельная обра-зовательная деятельность (Кружок «Здоровый малыш») Упражнения: «Пройдись по щупальцам осьминога»,

 «Ножки- ось-миножки»,
 «В объятиях осьминожки»

Игры:

 «Радуга настроения»

« В домике у осьминога» Сердечно-сосудистая, ды-хательные си-стемы, опорно-двигательный аппарат, крупные группы мышц, гибкость, коор¬динация движе¬ний. Развитие сенсо-моторных спо-собностей, тер-пения, усидчиво-сти, дает воз-можность ребен-ку расслабиться, снять напряже-ние. Тактильный контакт. «Физическое развитие» «Ре¬чевое разви-тие» «Познава-тель¬ное разви-тие» «Социально-коммуникатив-ное» «Художествен-но-эстетическое развитие»

 

Содержание игр и упражнений «Пройдись по щу-пальцам осьмино-га» На полу разложены «щупальца» в разных направлениях. Взрос-лый предлагает ребенку пройтись голыми стопами по разным массажным элементам, расположенным на поверхности «щу-пальца»

 «Ножки- осьми-ножки»

На полу разложены «щупальца» в разных направлениях. Взрос-лый предлагает ребенку сесть на «щупальце» или рядом, обхва-тить его стопами ног и поманипулировать. «В объятиях ось-миножки» Осьминог удобно расположен на полу. Взрослый предлагает лечь ребенку рядом с осьминогом или расположиться на «щу-пальцах» (принять комфортную позу) и расслабиться под звуки релаксирующей морской мелодии. «Радуга настрое-ния» Дети завязывают на «щупальцах» осьминога шнурки «цветов радуги». «Солнышко и туч-ка» На «щупальцах» игрушки-осьминога пришиты цветы из фетра. Взрослый предлагает детям показать какое у них настроение пе-ред занятием и после него. Дети выкладывают на цветы «сол-нышко» или «тучку» (из фетра) в зависимости от настроения. «Проползи под щу-пальцами» Взрослый держит «щупальце» осьминога приподняв его на раз-ную высоту. Предлагается ребенку проползти под «щупальцем» «Проворный кра-бик» Взрослый держит «щупальце» осьминога приподняв его на раз-ную высоту. Предлагается ребенку проползти под «щупальцем в позе «крабика». «Прыгаем с осьми-ножкой» Осьминог удобно расположен на полу, вытянув «щупальца». Взрослый предлагает детям выполнить прыжки разной техни-кой. «Набрось на щу-пальце» Взрослый поднимает одно «щупальце» игрушки-осьминога. Де-ти по очереди набрасывают на «щупальце» кольца.

 «Попади в цель».

Из каждого «щупальца» осьминога делается кольцо. Ребенок с заданного расстояния должен попасть в цель мячом. «Прокати мяч в ворота» «Щупальца «раскладываются в длину, создавая «лучики», что-бы из них образовались ворота. Ребенок прокатывает мяч в «во-ротики» «В домике у осьми-нога» Играет группа детей. Из каждого «щупальца» осьминога делает-ся кольцо. Это домик. Дети занимают домик группами по 3 че-ловека. С началом музыки выбегают из «домика», танцуют. Ко¬гда музыка останавливается - каждая группа занимает «свой дом». «Кто самый лов-кий» Играет подгруппа детей. Из каждого «щупальца» осьминога де-лается кольцо. Дети занимают кольца. Под музыку дети разбе-гаются по всему залу. По окончании музыки дети занимают кольца. После каждого эпизода игры одно кольцо разворачива-ется, его занимать нельзя. «Звуки моря» Предварительно педагог беседует с детьми и выясняет, что они слышали, отдыхая у моря, как звучат голоса птиц, шелест песка и др. Прослушивается фонограмма. Затем дети озвучивают текст, выбирая роли. «Солнышко и дож-дик» Дети слушают музыку, предложенную музыкальным руководи-телем, затем с помощью «солнышка» и «тучки» (из фетра), вы-кладываемых на «щупальце осьминога», определяют настрое-ние музыки и рассказывают о ней. «Осьминог –музыкант» Дети играют колокольчиками на «щупальце» осьминога, изоб-ражая, что он играет на музыкальных инструментах. Остальные дети угадывают каким «щупальцем» он играл (у колокольчиков разный тембр, сила звука) Игра «Подбери по цвету» Взрослый в разных вариантах предлагает ребенку подобрать по цвету, сгруппировать по цвету, найти лишний, выложить узор. Выкладывается пособие из фетра на липкую ленту на «Щупаль-це» осьминога. «Прикрепи цифру». Взрослый предлагает ребенку расположить цифры на липкую ленту на «Щупальце» осьминога по порядку, по возрастанию, по убыванию. «Сколько ног у осьминога» Взрослый предлагает ребенку определить количество ног. Ре-шить проблемную ситуацию. Находят нужную цифру. «Причеши осьми-нога» Ребенку предлагается выполнить разные варианты плетения из «волос» (шнуры) осьминога. «Проворный шну-рок» Дети тренируются в зашнуривании «щупалец» осьминога. (Кольца нашиты на тесьму на «щупальце») Инсценировка «На морском дне» «На морском дне» дети в соответствии со сценарием показыва-ют кукольный спектакль с использованием «варежковых ры-бок», осьминога. «Создай образ» Подбираются несколько музыкальных фрагментов разного ха-рактера: грустного, веселого, настороженного и т.д. Дети выходят на сцену по одному, выбирают соответствующие атрибуты для создания образа, соответствующего характеру му-зыки.

Результат использования пособия:

 

Результаты и динамика освоения образовательной программы в области «Физическое развитие» Мониторинг позволил выявить положительную ди¬намику состояния здоровья детей и физического развития. Дети овладели техникой выполнения основных видов движений. Повысился уровень координация движений, уровень развития статистического равновесия. Наблюдается положительная динамика сформированности психофизических качеств (сила, скоростно-силовые качества, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, удержание равновесия, координационные способности)

Показатели развития Сентябрь 2015г. Май 2016г. сформировано 16% 63% находится в стадии формирования 65% 31% не сформировано 19% 6%

Индекс здоровья

 

В детском саду в 2016 году по сравнению с 2013 годом году уменьшилось число заболеваний всего с 343 до 290 случаев. У детей старше 3-х лет с 309 до 155 случаев. Уменьшилось число заболеваний с 376 случаев до 325. Уменьшилось количество заболеваний детей ОРВИ и гриппом с 241 случаев до 144.