ХОР

Добавь свой голос

Конкурсы 2014 года

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Педагогическая находка

Светлана
30/3/2017 20:29:17
Автор: Новикова Светлана Алексеевна

https://multiurok.ru/galusa-3/files?act=addfile

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 комбинированного вида города Бокситогорска»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА «Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии»

Автор: воспитатель высшей

 кв. категории

С.А. Новикова

Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии детей

 Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников. Частью  образовательной области «Познавательное развитие» является формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. 

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Наблюдая за работой детей с дидактическими материалами, я обратила внимание на то, что не у всех детей это получается хорошо. Одному ребенку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. У детей старшей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе. Демонстрация образцов и приемов работы приводила к тому, что в группе более половины детей не могли самостоятельно приступить к работе, боясь, что выполнят «не так, неправильно»; ждали указаний от воспитателя. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить детей к обучению в школе. Воплощая идею Л.С. Выготского о том, что только то обучение является хорошим, которое «забегает вперед развития» ребенка, я стремилась ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, понимаю и помню, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра. Связь дошкольного развития и формирования логических приёмов умственных действий – одна их основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли особое внимание такие педагоги, как Михайлова З.А., Венгер Л.А., Е.А. Носова и Р.Л. Непомнящая. В методике под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а так же умение понимать, прослеживать причинно – следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. В процессе организации деятельности, направленной на реализацию задач математического развития, мною была изучена методическая литература таких авторов как, Л.А.Венгер, Е.С. Евдокимовой, З.А. Михайловой, Б.И. Никитина, А.А. Столяра, Л.Ф. Тихомировой, Н.В Волчковой., Носовой Е.А., Непомнящей Р.Л., Б.Б. Филькинштейн и др.  Для организации образовательного процесса, отобрала формы, методы и приемы, используемые при работе с детьми, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей: наглядный, практический, проблемно-поисковый, словесный, элемент загадочности, создание воображаемой ситуации, использование технических средств, музыкального образа. Формы и методы организации работы с детьми: • совместная игра воспитателя с ребенком; • самостоятельная деятельность детей; • математические праздники и развлечения; • занятия - игры • отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, чтение математических сказок. Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды; наиболее значимыми элементами которой являются: настольно-печатные игры; логические задачи, художественно - литературный материл; танграмм, пифагор, внимание - угадай, лабиринты; логические блоки Дьенеша; кубики «Сложи узор»; счётные палочки Кюизенера и др. На основании выше сказанного мною была разработана система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы дети понимали и принимали замысел игры, усваивали игровые действия и правила, стараюсь давать четкие указания, объяснения. Направляю игру репликами, вопросами, незаметно поддерживала инициативу детей, усилия более слабых и поощряю их успехи, создаю условия для проявления самостоятельности. Палочки Кюизенера использую как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными палочками, создают различные конструкции. При обследовании палочек, установлении их свойств, подвожу детей к тому, что с помощью палочек можно считать, измерять, выполнять вычисления и разнообразные практические действия. Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек помогает детям освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте). Например: • «Цветная лестница». Цель: Упражнять различать и группировать палочки по длине, цвету. Учить использовать в речи слова: такая же, одинаковые и т.д.; • « Вагончики». Цель: Развивать у детей количественное представление. Развивать умение соотносить цвет и число, и, наоборот, число и цвет. • «Путешествие Карандаша». Цель: Развивать пространственные представления; продолжать изучение состава чисел и подготовку к пониманию позиционного принципа записи чисел. • « Дели – давай». Цель: Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел).

    В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) дети овладевают различными мыслительными умениями. К их числу относятся умение анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования, а также логические операции «не», «и», «или».
 Пример:

• «Помоги Чебурашке ». Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память. • «Автотрасса» Цель: Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства эти свойства от других, составлять алгоритм простейших действий. • « Помоги Незнайке» Цель: Учить осуществлять зрительно – мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур. • « Игры с обручами». Цель: Формирование операции классификации блоков по двум, трём, четырьмя признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами. Во время игры с кубиками дети анализировали, рассматривали, сравнивали, манипулировали кубиками. Задачи даю ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомила его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке. Поэтому нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя практические действия, ребенок учится все делать сам. Например в играх: • «Магазин ковров». Цель: Учить определять стороны куба в соответствии с образцом узора. Развивать пространственное воображение, внимание. • « Путешествие в лесу». Цель: Упражнять детей выкладывать образы животных из кубиков, по принципу зеркального отражения. • « Строители». Цель: Учить переносить узор на квадратный лист бумаги, разбитый на 16 квадратов. Развивать логическое мышление, комбинаторику, внимание. Разрабатывая содержание игровых занятий, и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт, знания, умения. На игровые занятия в гости к детям приходили различные персонажи, знакомые по литературным произведениям, мультфильмам: Красная Шапочка, Буратино, Карлсон, Незнайка, зверюшки, насекомые. Привычные игрушки обращались к детям за помощью, попадая в затруднительное положение, или просили детей научить их тому, чего не знают. Обычное занятие превращалось в путешествие, а дети попадали то в волшебный лес, то в чудесную сказку или мастерскую. Они становились фотографами или художниками, следопытами или волшебниками, космонавтами или строителями. Часто по окончании подобных занятий дети спрашивали: «А когда мы еще так поиграем?».

            

Данные занятия я строила на интеллектуальном развлекательном содержании и использовала в вариативной образовательной работе с детьми. Исходя из сказанного, я сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме, с использованием дидактических игр и занятий – развлечений помогает детям легче усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения. Значение этих занятий состоит в том, что они выполняют различные функции: выявление, закрепление знаний и умений, способов действий, сообщение новых знаний и помогают детям более легко усвоить сложный математический материал. В нашем детском саду существует сочетание традиционного дошкольного образования с дополнительным образованием. Наши воспитанники имеют возможность заниматься в различных кружках по интересам в Центре социально-игровой поддержки, открытом на базе нашего ДОУ как структурное подразделение.

Для работы в ЦСИП мною разработана и апробирована программа предматематической подготовки детей к школе «МИР – в математику играя, развиваемся». Учебная программа разработана на основе современных требований, рекомендована для применения в ДОУ предматематической подготовки детей старшего дошкольного возраста. Тематическое планирование разработано на основе дидактических игр и упражнений различной направленности, развивающих логико-математическое абстрактное мышление дошкольников, как базу навыков учебной деятельности. Все игры систематизированы по трём основным видам: игры с логическими блоками, игры с палочками Кюизенера, игры с кубиками « Сложи узор». В программе представлен разнообразный дидактический материал: дидактические игры, ребусы, мнемомеханические таблицы, карточки с поисковым заданием, подборка стихотворного материала.

 

Большое значение также имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого я использовала разнообразные формы работы с родителями. Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия. Родителям были предложены следующие дидактические игры: «счет в дороге», «сколько вокруг машин?», «мячи и пуговицы», «далеко ли это? », «угадай сколько, в какой руке», «счет на кухне», «сложи квадрат». Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Для родителей оформила стенд «Занимательная математика» и папки-передвижки. Организовывала с детьми математические праздники, КВН, вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.

         
 

Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе. И в конце хочу подтвердить мысль Людмилы Георгиевны Петерсон о том, с дошкольниками заниматься нельзя. «С ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой нам будут их горящие глаза и желание играть еще и еще» Пусть радость развлечения постепенно перейдет в радость учения!!!