ХОР

Добавь свой голос

ИНФОРМАТИКА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В МЕТОДИКЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Ягодова Ольга Васильевна
31/3/2019 14:25:40
Автор: Ягодова Ольга Васильевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В МЕТОДИКЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ Смешанное обучение — форма обучения, при которой обучение проводится как в традиционной очной форме, так и с использованием технологий дистанционного обучения. Русскоязычный термин «смешанное обучение» представляет собой дословный перевод английских слов blended learning. Обратим внимание, что в английской версии употребляется именно слово learning — учение, т.е. процесс получения знаний и умений, в котором ученик является активно действующим субъектом. Впервые основные принципы смешанного обучения применялись ещё в шестидесятых годах XX века в корпоративном и высшем образовании, но сам термин был впервые использован в 1999 г., когда американский Интерактивный Учебный Центр начал выпуск программного обеспечения, предназначенного для преподавания через Интернет. В отличие от многих других педагогических технологий, смешанное обучение не имеет конкретного авторства и складывалось во многом спонтанно, в результате многочисленных попыток изменить существующие методы и принципы обучения. Такая спонтанность и многофакторность развития смешанного обучения вызывает сложности при анализе данной технологии, которые начинаются с попыток сформулировать чёткое определение. В конце концов получилось такое определение: «Смешанное обучение – это образовательная технология, в которой сочетаются и взаимопроникают очное и электронное обучение с возможностью самостоятельного выбора учеником времени, места, темпа и траектории обучения». Смешанное обучение, как и любая другая инновационная технология требует времени и дополнительных усилий со стороны учителя по формированию учебной культуры класса. В отличие от классно-урочной системы, где основное время затрачивается на формирование учебных навыков и установление дисциплины, при использовании смешанного обучения основной упор делается на формирование навыков самостоятельной работы, групповой работы, взаимопомощи и коммуникативных компетенций. Модели организации смешанного обучения 1. Смена рабочих зон Здесь необходимо перестраивать пространство класса — выделить и оформить рабочие зоны. Одна из зон — зона работы онлайн. Другие зоны — на усмотрение учителя, например, зона групповой работы, зона работы с учителем и т.д. Учащиеся делятся на группы и по кругу переходят из зоны в зону через определенные промежутки времени. Эта модель самая распространенная в США и Европе. Достаточно легко ее реализовать и у нас, если есть достаточно компьютерной техники в школе и если удастся вписаться в нормы СапПиН. 2. Смена классов (лабораторий) Если в школе нет возможности организовать онлайн-зоны в классах (например, не хватает техники), то роль этой зоны играет компьютерный класс. Учителя проводят занятия в нем согласно договоренностям между собой (по расписанию). Эта модель похожа на предыдущую, но действует на уровне школы. 3. Индивидуальный план Эта модель может быть реализована как на уровне школы, так и на уровне класса. Каждый ученик получает индивидуальный план, разработанный учителем или компьютерной программой. Онлайн-обучение активно используется для теоретической подготовки, работы с различными тренажерами и т.д. В данной модели ученику не обязательно посещать все имеющиеся рабочие зоны (лаборатории), только те, которые прописаны в плане. 4. Перевернутый класс Эта модель переворачивает традиционное понимание классной и домашней работ. Дома учащиеся работают в онлайн для отработки теоретического материала: смотрят видео лекции, читают статьи и т.п., а в классе проводятся групповые занятия, практические работы, решение сложных задач, вопросов и т.п. Благодаря перевернутости, у учителя имеется больше времени на более интересные и полезные занятия, чем чтение лекций и рассказов по презентациям. Модель «Перевёрнутый класс» целесообразно использовать в том случае, если обучающиеся в классе незначительно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ компетентности и регулятивных универсальных учебных действий. В этом случае класс работает как одна группа, для которой чередуются компоненты очного и электронного обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне школы: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. Перевернутым здесь становится сам процесс обучения. Суть этой модели смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию за учителем. Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке. Вместо выполнения десятка примеров дома, когда при всем желании редко удается получить консультацию здесь и сейчас, а проще списать в школе у одноклассника, ученикам предоставляется доступ к электронным ресурсам. Это, например, образовательные Интернет-ресурсы, учебное видео по теме, сделанное самим учителем или найденное в глобальной сети. Image:articles_1915_sm.jpg Смешанное обучение несомненно представляет собой прогрессивную образовательную технологию, имеющую широкие перспективы для использования и дальнейшего развития. В первую очередь это связано с тем, что при правильном и полноценном применении смешанное обучение работает на формирование ценных качеств личности, которые также известны как навыки XXI века. Это: — способность к комплексному решению проблем, учёту всех аспектов решаемой задачи; — критическое мышление, способность выбора достоверных источников данных и отбора информации, которая действительно необходима для решения проблемы; — креативность, способность творчески переосмыслить имеющуюся информацию, синтезировать новые идеи и решения; — командная работа, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми, искать единомышленников и создавать команды; — умение и стремление учиться на протяжении всей жизни; — умение принимать решения и нести за них ответственность; На основании анализа наиболее распространённых моделей смешанного обучения можно выделить некоторые особенности использования данной технологии. Организационные особенности Главной организационной особенностью смешанного обучения является постепенный уход от фронтальных форм работы, хорошо освоенных и используемых учителями, а также ученического индивидуализма, как основной учебной стратегии. В традиционном классе все организационные формы зависят от местоположения учительского стола, доски и расстановки парт. Они приспособлены для лекций и других занятий, проводимых в жанре монолога. Временные рамки урока также ограничивают объём учебной задачи, которую можно поставить перед учениками. Как правило, 45 минут едва хватает на воспроизведение знаний и отработку навыков. В этих условиях для продуктивной деятельности учеников времени не остаётся, не говоря уже об организации анализа и рефлексии. Поэтому второй важной организационной особенностью является реструктурирование учебного пространства: выделение рабочих зон, а в некоторых случаях даже полный отказ от жёсткой классно-урочной организации учебного времени и пространства. В итоге переход к смешанному обучению может привести к кардинальной трансформации общей организационной модели школы. Технические особенности С технической точки обязательным условием реализации смешанного обучения является использование компьютеров. Это могут быть компьютерные ил мобильные классы, компьютеры в школьной библиотеке, личные мобильные устройства учащихся. Следует обратить внимание, что смешанное обучение не требует обязательного наличия устройства у каждого ученика в один и тот же момент времени, хотя в смешанном обучении широко применяются модель «1:1» (один ученик – одно устройство), а также модель BYOD («принеси своё устройство). Использование современных веб-сервисов позволяет организовать распределённую работу в совместном документе или коллективной карте даже для удалённых участников. Информационные особенности Информационные ресурсы (в том числе цифровые), используемые при реализации смешанного обучения должны иметь высокий уровень избыточности, которая позволит подобрать учебный контент в соответствии с особенностями каждого ученика. Кроме того, используемые задания должны обеспечивать разнообразные деятельностные формы работы с учебным содержанием (анализ предлагаемых данных, мини-исследования, проекты, игры, дебаты и дискуссии). Методические особенности Изменение в методах обучения — один из главных признаков изменений при внедрении смешанного обучения. В работу учителей включаются методические приёмы, направленные на эффективное использования технологий и расширение информационно-образовательной среды. Поддерживаются методы обучения, направленные на развитие навыков мышления высокого уровня, жизненных навыков, навыков для карьеры и работы, навыков решения проблем. Распространяются и поддерживаются учебные методы с опорой на коллективное взаимодействие, сотрудничество, само- и взаимообучение. В смешанном обучении важна практика разработки и обмена цифровыми образовательными ресурсами. Не вызывает сомнения, что применение технологии смешанного обучения предъявляет высокие требования к педагогам, а именно: — высокая ИКТ-компетентность, владение разнообразным электронным инструментарием, в том числе сервисами коммуникации, совместной онлайн-работы, социальными инструментами, системами управления обучения и т.д. — умение создавать собственное учебное содержание, т.к. существующие информационные ресурсы не всегда обладают тем уровнем избыточность учебной информации, который необходим для организации смешанного обучения; — умение дифференцировать образовательный процесс с учётом особенностей каждого ученика. Внедрение смешанного обучения требует от педагога гораздо больших затрат сил и времени, чем привычная, веками отработанная фронтальная форма работы. Оно также однозначно затрудняется отсутствием психологической готовности учителя изменить свою роль в процессе обучения, превративших из ментора, в помощника. Внедрение смешанного обучения как инновации приводит к ряду изменений в самоопределении и способах деятельности ученика и учителя. Ученик обретает пространство свободы и ответственности, в котором он учится делать осознанный выбор и отвечать за его последствия. Учитель начинает функционировать в новых для себя ролях, в частности, уходит от роли транслятора к роли тьютора, и ключевым инструментом педагога становится учебная среда, в которой стираются границы между средой классной комнаты и онлайн-средой. В результате анализа смешанного обучения можно с уверенностью выделить следующие преимущества, связанные с особенностями использования цифровых образовательных ресурсов: 1) неограниченный доступ к учебной и иным видам информации, размещённой на электронных носителях и в онлайн-пространстве (в том числе в форме онлайн-курсов); при смешанном обучении учитель перестаёт быть единственным источником информации, а избыточность информации, получаемой учеником, позволяет формировать у него разнообразные навыки работы с ней; 2) возможность «тонкой настройки» содержания, способов и методов обучения, позволяющая удовлетворить запросы на обучение практически каждого ученика; 3) прозрачность и понятность системы оценивания, особенно в той её части, где выставление отметки происходит на основе электронных заданий с автоматической проверкой, а субъективное мнение учителя не влияет на отметку; 4) возможность отслеживать процесс обучения через LMS с разнообразным функционалом.

 Сложности и риски при внедрении смешанного обучения

Одна из главных проблем при разработке моделей смешанного обучения — жёсткость урочных форм, доминирование узкой предметной специализации в разработке учебных планов, преобладание принципов планирования деятельности «сверху вниз» и, конечно, форматы и содержание существующей отчётности. Учителю не разорваться: осознавая необходимость перемен, он, в то же время, вынужден выполнять план, и в этом смысле он остаётся «заложником» существующей системы обучения. Ещё одна проблема — недостаточная ИТ-грамотность, зависимость от техники, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн режима и безлимитных тарифов. Зачастую препятствием для внедрения этого подхода становится низкий уровень владения технологиями, поэтому для преподавателей и учеников необходим технологический ликбез, а также обучение работе со LMS-платформой. Существенный «тормозящий» фактор – смешанное обучение требует технической поддержки и определённых затрат на создание видеоматериалов, обучающих программ и тестирующих модулей. В условиях российской школы дополнительные затраты требуются также и на модернизацию пространства классных комнат (например, зонирование пространства при использовании модели «смена рабочих зон», оснащение кабинетов компьютерами, покупка мобильных устройств для учащегося). В будущем смешанное обучения будет развиваться благодаря внедрению новых форм электронного обучения и развитию моделей взаимодействия субъектов образовательного процесса, что позволит существенно расширить возможности образовательной среды школы и даже выйти за ее пределы… Для подготовки материалов педагогом лучше всего подходят интернет-ресурсы, работу с которыми мы и рассмотрим сейчас. 1.Google-формы Это универсальный инструмент для создания форм и опросов с рядом преимуществ: 1. Возможность создания разного вида вопросов, а также перемешивания их между собой. 2. Под любого учащегося и любой предмет. 3. Анализ ответов и автоматические отчёты. 4. Возможность отправить опрос по почте или опубликовать в социальных сетях. 5. Для участия в опросе не нужен аккаунт Google. 6. В опросе могут содержаться до 2 млн ответов. Выбирайте типы вопросов – от простых текстовых полей до сложных шкал и сеток. Добавляйте в форму видеоролики с YouTube и фотографии. А ещё вы можете настроить форму так, чтобы респонденты попадали на разные страницы в зависимости от того, какой вариант ответа выберут. Примеры форм: https://docs.google.com/forms/d/1NpPGxRgFJP3_IzWkvvJsq7cZyqtj3QU7HQB-9EsJfSo/edit?usp=sharing https://docs.google.com/forms/d/1ilXEY1CUgxSYJ9svSp-HGHx1k99BspBFq4niA9L5k-8/edit?usp=sharing В последней форме использовался интернет ресурс http://learningApps.org 2.http://learningApps.org LearningApps.org является приложением для поддержки дистанционного обучения с помощью создания различных интерактивных заданий. Разработанные задания могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также изменяться или создаваться новые в оперативном режиме. На данном ресурсе собран банк интерактивных блоков, которые являются общедоступными и могут быть использованы в учебном курсе. Упражнения из LearningApps можно воспроизводить как на сайте сервиса, так и встроить в систему дистанционного обучения. Прежде чем начать работу необходимо зарегистрироваться в системе. Для этого в верхнем меню справа нажимаем Вход. В появившемся окне нужно ввести свои данные для входа (логин и пароль), если их нет, то нажимаем Создать новый аккаунт. Далее заполняем предложенную форму для регистрации. Далее если необходимо подтверждаем регистрацию через сообщение, которое придет на указанный электронный адрес. И заходим на LearningApps. Ресурс LearningApps предлагает огромное разнообразие интерактивных модулей: классификация, пазлы, хронологическая линейка, тесты, упражнения с видеоконтентом, игры, а также доски объявлений, чаты, календари и другое. Виды заданий: 1. Найти пару 2. Классификация 3. Хронологическая линейка 4. Простой порядок 5. Ввод текста 6. Сортировка картинок 7. Аудио/видео контент 8. Викторина с выбором правильного ответа 9. Викторина 10. Пазл «Угадай-ка» 11. Кроссворд 12. Найти на карте 13. Слова из букв 14. Заполнить пропуски 15. Где находиться это? Игры: 1. Кто хочет стать миллионером? 2. Скачки 3. Виселица 4. Игра «Парочки» 5. Оцените Для того чтобы готовый интерактивный модуль LearningApps можно было бы использовать в систему дистанционного обучения, например, Moodle, нужно внедрить его код в систему. При сохранении упражнения на странице появляется область Упражнение привязать или отослать. При этом есть поле Привязать, в котором указан код. Копируем его. Примеры приложений, созданных в LearningApps.org https://learningapps.org/2152678 https://learningapps.org/6087786 3.https://h5p.org Сервис H5P дает возможность быстро добавить в свой курс динамичные упражнения, игры, ленты времени и другие интересные фишки. Таким образом, ученик лучше усваивает полезную информацию и не теряет мотивацию в процессе обучения. Сначала необходимо создать аккаунт на сайте h5p.org. 1. Открываем страницу https://h5p.org/ и нажимаем на кнопку “Create free account”. 2. Переходим в раздел “My account” и кликаем на ссылку “Create New Content”. 3. Откроется страница с первичными настройками создаваемого контента. Доступные параметры для выбора: 1. Название 2. Выбор типа контента, который хотим создать: интерактивное видео, тест, эссе, диалоговые карточки и т.п. 3. Теги. Предназначены для того, чтобы дальше Вам было проще ориентироваться в панели управления H5P. 4. Опциональные настройки. Позволяют выбрать, какие из специальных системных кнопок следует отображать: «скачать», «встроить» и «авторское право» (для добавления официальной информации под объектом). Создатели сервиса делят весь список создаваемого интерактивного контента на следующие категории: • Игровая форма (Games) • Мультимедийная форма (Multimedia) • Формат вопросов (Questions) 1. Гармошка (Accordion) Позволяет уменьшить количество текста, отображаемого для читателей. Они сами определяют, какую информацию изучить более подробно – раскрыв заголовок кликом. Отлично подходит для ознакомления с дополнительными пояснениями. 2. Слияние изображений (Agamotto) Соберите последовательности изображений, которые плавно сменяются наложением друг на друга. 3. Арифметическая викторина (Arithmetic Quiz) Мини-тесты на арифметические операции с ограничением по времени. 4. Мульти-размещение нескольких материалов H5P в рамках одного компонента (Column) Сделайте свой тип контента– «комбо» из других материалов H5P. 5. Презентация (Course Presentation) Создайте презентации из слайдов с мультимедийными элементами – тестами, викторинами, вопросами с множественным выбором или интерактивными видео И многое другое. Пример интерактивного видео с сайта https://h5p.org/ https://h5p.org/node/421816 Пример презентации: https://h5p.org/node/126276 4. https://www.plickers.com Plickers — это удобное приложение для молниеносной оценки знаний студентов прямо на уроке. Провести опрос целого класса можно буквально за полминуты. Все что вам нужно — это распечатанные листочки для каждого ученика в классе и свой телефон или планшет (ученикам он не нужен). Принцип работы приложения простой: • скачайте приложение Plickers на свой телефон; • раздайте ученикам распечатки (доступно только через компьютер); • задайте ученикам вопрос и попросите их ответить при помощи листочков (на них будут варианты a,b,c,d); • отсканируйте варианты ответов всех учеников в классе и при желании выведите ответы на доску. У каждого ученика свой номер карточки, который в дальнейшем будет отображен на карточке, сгенерированной Plickers. У каждого ученика будет своя индивидуальная карточка. Как видите, у каждой карточки есть свой номер, соответствующий номеру ученика в списке, который вы создали для своего класса. Чем круто это приложение? • Полная вовлеченность класса • Анонимность голосования • Невозможность исправить ответ после того, как вопрос принят. Но есть и минусы: • Возможно повторное считывание ответа, если код случайно попадает в камеру еще раз. • Приложение сильно нагружает смартфон — если проводите более 1 урока подряд, перезагружайте приложение, чтобы освободить память на телефоне и предотвратить зависание; • Считывание информации занимает времени больше, чем принятие ребенком решения; Единственное, что сейчас предлагают в бесплатной версии создавать только 5 вопросов, но после создания теста в него можно добавить ещё вопросы. 5. Kahoot. Это бесплатная платформа для обучения в игровой форме, которая подходит для любого учебного предмета и любого возраста. В этот инструмент не возможно не влюбиться. Использование это инструмента является прекрасной заменой покупке дорогостоящих пультов для системы обратной связи в классе. Все, что вам понадобится это свой компьютер, проектор и наличие смартфонов у ребят в классе. Процесс проверки понимания, или обсуждение какого-то вопроса превратится в настоящую увлекательную игру! Пройдите по этой ссылке https://getkahoot.com/ и создайте аккаунт, нажав на кнопку «Sign Up» (или войдите в свой аккаунт, если он уже имеется — Sign In) Для создания нового учебного материала нажмите «New K!» (создать новый ) Выберите какой из видов Kahoot Вам подходит: тест — Quiz, дискуссия — Discussion, анкетирование — Survey или последовательность — Jumble Когда тип задания выбран, заполните основные данные о нем и нажмите «Ok, go» Далее нажмите «Add question», чтобы приступить к добавлени вопросов. В каждый есть вопрос есть возможность добавить видео или картинку. Сохраняйте вопрос и переходите к добавлению следующего. Когда викторина готова, сохраните ее нажав «Save» Когда викторина готова, нажмите «Play» для запуска. Укажите как будет организована игра: класическим способом, где каждый за себя или играть можно в командах (в этом случае перед тем как запускается время для дачи ответа, у команд есть дополниельных 5 секунд для совместного обсуждения). Также, здесь можно указать настройки игры. Учащиеся со своего компьютера или смартфона переходят по этой ссылке kahoot.it, вводят код игры, который генерируется автоматически. Далее учащиеся вводят свое имя и когда все учащиеся вошли под своим именем в игру, учитель запускает тест, нажав «Start». Вопросы викторины и варианты ответов появляются на экране учителя, а отмечаются учащиеся со своих мобильных телефонов или компьютеров. И это не все варианты интернет-сервисов, используемых в технологии смешанного изучения в преподавании информатики и других дисциплин. Для более полного отражения web-ресурсов, которые можно использовать в технологии "Смешанного обучения" посмотрите презентацию: articles_1915_smeshobuch.ppt 1. Орлов А. Г., Касимова О. А. Применение технологии смешанного обучения в модели «перевернутый класс» на уроке информатики в 7 классе по теме «Файл. Файловая система» // Молодой ученый. — 2018. — №17. — С. 27-33. — URL https://moluch.ru/archive/203/49639/ (дата обращения: 30.03.2018). 2. Долгова Татьяна Валерьевна, канд. экономических наук, руководитель отдела апробации и методического сопровождения ООО «Мобильное Электронное Образование». СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ — ИННОВАЦИЯ XXI ВЕКА URL - http://interactiv.su/2017/12/31/%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%88%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-xxi-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0/(дата обращения: 03.07.2018) 3. Марина Курвитс. Как создать Kahoot? Пошаговая инструкция для начинающих http://marinakurvits.com/kahoot/(дата обращения: 10.08.2018)