ХОР

Добавь свой голос

Конкурсы 2016 года

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Материалы на конкурс

Грязнова Татьяна Семёновна
15/11/2016 09:41:23
Автор: Грязнова Татьяна Семёновна

https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxzaXRlZ3Jhem5vdmF0YXRhbmF8Z3g6NThkOTNhODgxMzhhM2Y1MA Текст ссылкиFile: archive.zip ОПИСАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОПЫТА Реализация программы

 «Управление мастерством педагогического коллектива»
  «Соответствуя внешне, внутренне протест уют» - эта фраза из статьи Людмилы Кожуриной «Педагогическое творчество: мотивы и препятствия», опубликованной в газете «Первое сентября» №5 за 2013 год, как нельзя лучше характеризовала отношение педагогов нашей школы к новшествам в образовании. 
  В условиях отдаленности небольшого поселка от городов мегаполиса– нас называют «медвежьим углом» Ленинградской области – постоянное повышение квалификации и омоложение кадров становится трудно решаемой проблемой. В начале 80-х годов педагогический состав школы обновился  примерно на 80%:  пришли молодые специалисты, выпускники педагогических ВУЗов и техникумов. Сегодня все они продолжают работать, им от 50 до 60 лет – это костяк коллектива. Средний возраст по школе – 49 лет, стаж работы свыше 25 лет у 75% учителей. В школе 1 молодой специалист и 2 педагога в возрасте до 30 лет.
   С одной стороны, это неплохо: опытные педагоги, стабильный коллектив. Но с другой стороны, с возрастом начинает преобладать консервативный подход к педагогической деятельности, появляется уверенность в собственной непогрешимости, восприятие  любых новшеств как посягательства на личный авторитет. Поэтому с началом введения ФГОС второго поколения мы ощутили назревание кадровых проблем, связанных,   прежде всего, именно с  готовностью к  новой роли учителя, к овладению новыми педагогическими технологиями, к  самообразованию. 
  Решение было принято несколько неожиданное  для всего педагогического коллектива школы – школа стала муниципальной экспериментальной площадкой «Школа социального партнерства в условиях информационного общества».
   Невзирая на подготовительную работу, решение педсовета, событие это  вызвало у одних членов коллектива открытый протест, высказанный на первой встрече с научным руководителем, у других - молчаливое недовольство, вылившееся в игнорирование действий  администрации.
    Такой шаг потребовал пересмотра традиционных подходов к управлению персоналом: повышению квалификации педагогов, уровню их педагогических компетенций, сложившейся модели управления коллективом.
  В процессе проектирования ОЭР, мы выявили основные проблемы:

• учителя недостаточно владеют технологиями личностно-ориентированного и проектного обучения; • недостаточный уровень владения ИКТ не позволяет в полной мере использовать возможности современных информационных технологий и электронных средств обучения; • дефицит современных технологий оценивания образовательной деятельности становится препятствием использования новых технологий обучения.

 Как в любом эксперименте мы видели и испытывали ограничения и риски:

• инерция и сопротивление педагогов любым нововведениям в силу консервативности педагогического опыта; • возможность возникновения напряжения между педагогами, активными и пассивными участниками эксперимента; • разумный баланс между экспериментом и традиционными формами организации образовательного процесса в школе.

  На основании анализа исходного состояния жизнедеятельности школы мы разработали  программу «Управление мастерством педагогического коллектива». Ее цель – создать модель управления педагогическим мастерством коллектива педагогов. 

Для достижения поставленной цели спланированы конкретные задачи: • Организовать работу по разработке авторских концепций, программ, проектов педагогов. • Апробировать новые формы повышения мастерства педагогов. • Создать банк продуктов ИОД педагогов, цифровых методических ресурсов. • Организовать работу с Интернет-ресурсами и по взаимодействию «учитель-ученик-родитель». • Создать психолого-педагогическое сопровождение педагогов в режиме эксперимента. В ходе реализации программы «Управление педагогическим мастерством педагогов» для выявления позитивных и негативных результатов используются различные методы: наблюдение, собеседование, анкетирование. Руководители ОЭР сталкиваются с проблемами психологического, материально-технического, организационного, управленческого характера. Для повышения методологической культуры учителей на базе школы в течение учебного года были организованы КПК «Проектирование инновационной деятельности в ОУ», что позволило повысить культуру проектирования, оформления и представления работ. Новые знания педагогов способствовали успешной разработке ими авторских проектов, концепций, программ под руководством научного руководителя.

 В условиях ОЭР педагоги ставятся в новые профессиональные ситуации  –  ситуации проверки на прочность, осознанности приобретенных знаний, умений. Учителя,  представляя свои авторские проекты на муниципальном уровне для педагогов района и родительской общественности школы, приобретали диалогический опыт, навыки публичного выступления.  Конечно, без психологического барьера, стресса не обошлось, ведь многие годы круг слушателей был ограничен классом, педсоветом. 
  Следующим этапом управления педагогическим мастерством педагогов стала организация составления годовых планов реализации авторских концепций по методике целевого планирования, что способствовало организованности и системности в деятельности педагогов.

Данная методика планирования позволила педагогам в конце учебного года представлять тщательно продуманный анализ, в котором даны четкие ответы на вопросы: за счет чего получены положительные результаты; какие изменения произошли в учащихся и в педагогической деятельности; что способствовало активизации деятельности учащихся и родителей; какой положительный опыт приобретен; наличие проблем и затруднений в профессиональной деятельности и т.п. Анализ результатов определенного этапа эксперимента, в первую очередь, важен для самого педагога. Он позволил выявить каждому педагогу как положительные, так и негативные проявления в процессе реализации эксперимента, и, исходя из полученных результатов, тщательно спланировать работу на предстоящий год. Полученные результаты были важны и для руководителей ОЭР: на основе данной педагогами информации мы проанализировали деятельность по управлению мастерством педагогического коллектива школы и внесли корректировки в механизм формирующейся модели управления. Следующей новой формой повышения мастерства для коллектива педагогов стало проведение мастер-классов в соответствии с авторскими педагогическими концепциями, программами.

   На подготовительном этапе подготовки педагоги ознакомились с методикой проведения мастер-класса через курсы-семинары, проведенные научным руководителем. Значимым  в подготовке мастер-классов для педагогов стало то, что они научились объяснять свой выбор методов педагогической деятельности, осознавать, что дает учащемуся  тот или иной прием, метод, какие компетенции формирует.  
  Новая форма повышения мастерства способствовала формированию у педагогов компетенций  для реализации системно-деятельностного подхода в образовательной деятельности в связи  с переходом на новые образовательные стандарты. При проведении мастер-классов педагоги использовали различные возможности  системно-деятельностного подхода: работа учащихся в группе, в паре; метод проектов; творческие развивающие задания;  деятельность по  формированию исследовательских компетенций; рефлексия и самоанализ; активное взаимодействие учителя и обучающихся. 
  Апробация данной формы позволила педагогам школы повысить свою самооценку, мотивацию к развитию педагогического мастерства. Каждый мастер-класс был маленькой победой педагога над собой, своей неуверенностью. Прием «Учитель учителей» оказался эффективным в работе с кадрами. Первый год реализации  программы показал, насколько привлекательной для педагогов стала технология проекта: в основном её представили на предметах гуманитарного и естественного цикла. Каждый педагог продемонстрировал навыки владения ИКТ от собственной презентации до использования учащимися в ходе урока.
 Наряду с овладением методики проведения мастер-классов происходило обучение  педагогов  и руководителей школы и представителей ОУ района экспертизе инновационного продукта. 

Мастер-классы сыграли объединяющую роль для коллектива педагогов школы. Привлечение родителей, представителей общественности, педагогов района сделало школу более открытым пространством для всего социума поселка, района.

 За первый год эксперимента мы получили видимый положительный результат: 

рост профессионального уровня каждого учителя; изменение имиджа школы. Кроме того, появились первые публикации работ педагогов в печати, началось размещение материалов по инновационному опыту школы на педагогических сайтах. Но вместе с этим выявлены и отрицательные факты: • остро проявилась проблема психологического плана: признаки профессионального выгорания, повышение уровня конфликтности; • в школе есть технические возможности для работы с Интернетом, но нет знаний по созданию сайтов, блогов. Для решения этих и многих других проблем педагогического коллектива школы потребовалась качественная психолого-педагогическая помощь. При отсутствии эффективной психологической службы в школе мы пригласили специалистов кафедры педагогики и психологии ЛОИРО, которые провели серию семинаров: «Тренинг развития стрессоустойчивости педагога», «Коммуникативная культура педагога». Семинары-тренинги дали возможность каждому педагогу увидеть себя со стороны, получить консультацию специалиста по работе над собой и другим интересующим вопросам.

  На второй год реализации эксперимента мы спланировали  работу с кафедрой педагогики и психологии ЛОИРО на базе школы в рамках курсовой подготовки, включив модули по развитию стрессоустойчивости педагога, его коммуникативной культуре, эффективному использованию компьютерных коммуникаций в образовательной среде (практические занятия по созданию сайтов и блогов). Результаты обучения превзошли все наши ожидания. Педагоги изъявили желание продолжить  с преподавателями ЛОИРО занятия: дистанционно по вопросам сайтостроения и Интернет-взаимодействию субъектов образовательного процесса, и очно с психологами. Отрадно, что предложение исходило уже не от администрации школы или научного руководителя, а от всего педагогического коллектива. В результате такого обучения заметно снизился уровень напряженности взаимоотношений внутри коллектива, учителя начали не только создавать свои сайты, но и обучать тех, кто не смог посетить курсы по каким-то причинам. 
 Наряду с этим, с 2013 года в школе введены различные профессиональные конкурсы: «Учитель года», «Классный самый классный», «Лучший сайт или блог педагога», т.е. созданы условия для самореализации, самоутверждения через демонстрацию своих достижений. Конкурсы – это форма повышения квалификации педагогов: развитие умения соотносить теорию с практикой, вторичное осмысление своих теоретически обоснованных концепций и программ в  ежедневной работе и поиск эффективных способов подачи их результативности. Важно то, что при такой форме работы с кадрами оценивает конечный педагогический результат  уже не сам учитель или научный руководитель, а специально созданный экспертный совет, в состав которого входят, кроме педагогов, родители, ученики старших классов и социальные партнеры. По каждому конкурсу разработано Положение с условиями участия, проведения и критериями оценки, экспертный совет тоже работает в соответствии с Положением об экспертном совете.

При разработке и принятии пакета документов по проведению различных профессиональных конкурсов: Положения, критерии оценки конкурсных заданий, - мы руководствовались соответствующими документами всех уровней (от федерального до муниципального). До конкурса проводится заседание Членов жюри, на котором все эксперты знакомятся с процедурой проведения конкурса и критериям оценки заданий. Например, основные мероприятия-задания конкурса «Учитель года»: учебное занятие с обучающимися, мастер-класс, презентация «Мой инновационный опыт», беседа с обучающимися, открытая дискуссия с председателем жюри по актуальной проблеме образовательного процесса. В свете реализации ФГОС нового поколения педагоги были поставлены в новую образовательную ситуацию: участники конкурса изучили и проработали понятие универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные результаты), апробировали приемы их формирования; полученные знания по УУД продемонстрировали в ходе учебного занятия и открытой беседы с председателем жюри. Для учителей, не участвовавших в конкурсе, была также создана образовательная ситуация, благодаря которой они выступили в роли общественных экспертов. Оценивая своих коллег, наряду с жюри, они закрепили знания и умения по экспертизе инновационного опыта участников конкурса, имели возможность наблюдать за дискуссией педагогов с обучающимися, соотнести уровень проведенного занятия с учащимися с мастер-классом со взрослой аудиторией (тема занятия с учащимися совпадала с темой занятия с родителями). Все эти действия непроизвольно наталкивали учителей на самоанализ, на оценку себя, свои действия в данной ситуации. Они получили наглядный пример занятий, в которые включены современные технологии, формирующие системно-деятельностный подход в соответствии с новыми образовательными стандартами. Педагоги поддерживали участников конкурса и в процессе подготовки, и в процессе проведения мероприятий. Проявление доброжелательного отношения коллектива к конкурсантам, на взгляд руководителей школы, способствовало сплочению педагогического коллектива. Таким образом, введение практикума общественной экспертизы мероприятий конкурса побудило педагогов задуматься об изменении своего отношения к деятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения. Участие в профессиональных школьных конкурсах дало возможность ещё раз конкурсантам проанализировать свою педагогическую деятельность через представление своего инновационного опыта, увидеть, что достигнуто, что изменилось в профессиональной деятельности, и каковы перспективы совершенствования своего мастерства. Современная школа, педагог и весь образовательный процесс не мыслится без использования ИКТ технологий, электронных средств обучения, использования интернет-ресурсов и взаимодействия в сети. Сложившийся опыт владения ИКТ и участие в семинаре-практикуме «Эффективное использование компьютерных коммуникаций в образовательном процессе» позволили педагогам достичь качественно нового уровня владения информационными технологиями: педагоги начальной школы и математики стали значительно активнее использовать в своей работе интерактивные доски, большая часть педагогов зарегистрирована на педагогических порталах и являются активными участниками данных порталов, имеют свои страницы, где представлены их методические разработки. В современных условиях важную роль играет система материального и морального стимулирования активности участия педагогов в инновационной деятельности, направленной на повышение педагогического мастерства: • в положении о фонде материального стимулирования были выделены разделы «Участие в ОЭР МЭП» и «Использование ИКТ»: педагоги за участие в мастер-классах, конкурсах, семинарах по обмену опытом, активное использование ИКТ и Интернет-ресурсов, участие в экспертизе инновационной деятельности премируются (от 1 до 10 баллов за номинацию, средняя сумма балла – от 500 рублей) • учителя награждены благодарственными письмами ЛОИРО за проведение мастер-классов и выступления на семинарах. Итак, подведем некоторые итоги: • За прошедшие 3 года в соответствии с программой реализации ОЭР создана система курсовой подготовки на базе школы, что помогает каждому педагогу расти профессионально, формировать социальные и профессиональные компетенции, показывать результаты своей деятельности через мастер-классы, участие в конкурсах профессионального мастерства, публикации. При этом мы сохраняем и традиционные формы КПК на базе ЛОИРО, но опыт 3-х лет показал большую эффективность корпоративной формы повышения квалификации на базе ОУ. • Опыт работы школы по созданию корпоративной модели повышения квалификации кадров был представлен и получил положительную оценку на совещании руководителей Свирского образовательного округа Ленинградской области; опыт работы с социальными партнерами опубликован в сборнике ЛОИРО «Взаимодействие субъектов образовательного процесса – основа социальной эффективности образования», представлен на совещании руководителей ОУ Подпорожского района. Положение о конкурсе на лучший сайт или блог педагога опубликовано в журнале «Практика административной работы в школе» (по предложению редакции). • Издан сборник «Школа социального партнерства: поиск новых подходов к взаимодействию» (СПб, «Северная звезда», 2014г) • Благодаря целенаправленным различным формам и методам работы с коллективом, направленным как на повышение уровня квалификации, так и на решение проблем личностного взаимодействия, формирования благоприятного психологического климата в коллективе, произошло значительное изменение в плане улучшения отношения к инновационной деятельности и коллектива в целом, и каждого педагога в частности; исчезает тот барьер, который стоял между опытными, но консервативно настроенными педагогами, и администрацией школы, отвечающей за подготовку школы к работе в условиях введения новых образовательных стандартов. Таким образом, расширяется круг если не единомышленников, то заинтересованных в положительном результате деятельности членов коллектива. Выросло качество работы педагогов. И коллектив уже чувствует себя силой, способной на новые шаги. • Какой опыт извлекла администрация? Штурмом проблемы с кадрами не решить. Только ежедневные усилия, терпение, настойчивость, умение идти на компромисс, признать свою неправоту, отступить сегодня на шаг, чтобы завтра сделать два шага вперед, поставить себя на место конкретного учителя с его профессиональными и личными проблемами - это только часть наших выводов.

В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Успехи в деятельности педагогического коллектива в значительной степени зависят от существующей в нём системы управления. Система управления в учреждении должна быть направлена на решение важнейшей задачи: формирование и развитие творческого коллектива, ибо творческий коллектив не создаётся сам собой, а возникает в результате продуманных, разнообразных, как по форме, так и содержанию, действий администрации. Основываясь на принципах демократичности, признания уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, уважения, администрация учреждения направляет свою работу на - поощрение творческих начинаний членов коллектива, всемерное развитие их индивидуальных дарований и способностей; - постоянное внимание и интерес к деятельности всех педагогов, одобрение их успехов в работе, пропаганда их лучшего опыта; - активную поддержку стремления к повышению уровня образования и профессионального мастерства; - повышение персональной ответственности каждого учителя за порученный участок работы; - высокую требовательность в сочетании с доверием и уважением; - заботу о режиме труда и отдыха педагога. Изложенная система работы позволяет сформировать здоровый, дружный коллектив, состоящий из педагогов, которым присущи такие качества, как деловитость, развитые организаторские способности, творческий склад мышления, высокий профессионализм, самокритичность, психологическое чутьё, деликатность. Сформированный педагогический коллектив выступает как, своего рода, социально-педагогический организм, обеспечивающий решение образовательных задач на уровне требований социума и образовательных стандартов, способный к поддержанию собственной стабильности, функционированию и развитию через организацию взаимодействия с внешней средой – властными, правовыми, социокультурными, экологическими и др. структурами, с органами управления образованием, и через поддержание внутреннего организационного порядка, создающего условия для эффективного выполнения собственно образовательной деятельности, по отношению к которой педагоги образовательного учреждения выступают коллективным субъектом.